Общество

09:12, 25 сентября 2015

Рядом с дорогой нашли самолет

Сергей МИТРОФАНОВ
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
Все фото

Наша редакционная машина петляла по извилистой асфальтированной дороге в сторону деревни Прилепы. По ней ежедневно проносятся сотни автомобилей и автобусов, но вряд ли водители и пассажиры догадываются о том, что буквально в паре десятков метров от трассы лежит разбившийся советский самолет.
С нами в салоне проводники – сотрудник музея-заповедника «Куликово поле» археолог Николай Овечкин и бывший омоновец, а ныне поисковик Павел Семин.
– Мне рассказала одна местная пожилая женщина о том, что в 1941 году в районе Прилеп пролетали три советских самолета, предположительно И-16, – пояснял Овечкин. – Внезапно в небе появился немецкий истребитель, который расстрелял все три наших авиамашины. Две из них рухнули на поле, летчики погибли. А третья упала в заболоченное место в получасе езды от Тулы. Поговаривали, что этому летчику все-таки удалось спастись и что якобы через несколько дней он приезжал к месту гибели своего самолета, посмотрел на него и отправился потом куда-то дальше.
Похоже, в войну на самолет все махнули рукой – мол, восстановлению не подлежит, так чего о нем думать? А вокруг в полях тогда стояло столько брошенной и подбитой как советской, так и немецкой военной техники, что до обломков просто не дошли руки. А потом про И-16 почти все забыли.
Мы скидываем ботинки, надеваем заранее припасенные для «мокрого дела» резиновые сапоги и все вместе продираемся через кустарник и мелколесье.
– Вот здесь детекторами и щупами мы «набили» большое скопление металла, а в жаркую погоду отдельные части самолета даже «выглядывали» на поверхность, – показывает Николай Овечкин. – Сейчас они вновь скрыты водой. Конечно, необходимо провести крупномасштабную поисковую экспедицию. Скорее всего, понадобится помпа для откачки болотной жижи, а также землеройная техника. Сейчас срочно ищем энтузиастов, готовых поучаствовать в раскопках.
Тем временем Павел Семин пробежался по округе. До сих пор местность изрезана старыми блиндажами и окопами – молчаливыми свидетелями боев 1941 года.
– Смотрите, отдельные дюр­алюминиевые фрагменты, рваные куски обшивки и какие-то железные запчасти лежат и сейчас на поверхности земли, – показал он нам с десяток подобранных фронтовых реликвий. – А рядом – огромная яма. Похоже, что несколько лет назад сюда все-таки кто-то «завернул» на экскаваторе и выудил ковшом с многометровой глубины что-то массивное – возможно, самолетный двигатель. А вот другие части по-прежнему скрыты от глаз.
Так чей же самолет лежит в земле в получасе езды от оружейной столицы? Версий несколько. Так, в недавно изданной книге исследователя Александра Лепехина «Великая Отечественная война на территории Тульской области» говорится о том, что 5 октября 1941 года в 12 часов 35 минут сержант Артемов из 171-го истребительного авиационного полка в районе Тулы вел бой с противником. В результате воздушной дуэли его самолет загорелся. Пилоту пришлось покинуть краснозвездную машину с парашютом. Приземлился он благополучно. Но вот про два других сбитых самолета – ни слова… Самолет Артемова или какого-то другого авиатора лежит рядом с оживленной автотрассой? Сложно сказать. Исследователям придется изрядно поломать голову над разгадкой драматической истории начального периода войны. Подсказку могут дать номерные детали или какие-то иные артефакты, но до них еще надо в прямом смысле слова докопаться.
После того как поисковики извлекут крупные части самолета на поверхность, техника перекочует в один из областных музеев. Искатели надеются, что экспедиция состоится совсем скоро, еще до наступления холодов.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему