Общество

20:25, 09 апреля 2014

С днем рождения, товарищ генерал!

 Алексей ШЕРШНЕВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Владимир Лебедев – одна из знаковых фигур в нашем регионе. Экс-руководитель УФСБ по Тульской области сегодня отмечает 65-летие. Принимает поздравление не только от коллег-чекистов, но и от коллектива ООО ОХК «Щекиноазот», где сейчас трудится в должности заместителя генерального директора по правовым вопросам. Рабочий график у него весьма плотный. На просьбу «Тульских известий» дать интервью генерал-майор согласился, но встреча перенеслась на несколько дней из-за занятости – деловых поездок, совещаний. В назначенное время мы вошли в кабинет.

Разговор
не под запись
Обычное офисное помещение. На столе ничего лишнего, только какие-то документы в канцелярских лотках, ручки на подставке. Словом, довольно аскетичная обстановка. В углу на тумбочке работает телевизор, включен круглосуточный новостной канал.
– Лебедев Владимир Петрович, – в ответ на наше приветствие представился генерал-майор и жестом предложил всем устроиться за столом.
– Владимир Петрович, когда мы начали готовиться к интервью с вами, то, разумеется, «полезли» в интернет, а там личной информации минимум. В основном о встречах, совещаниях, благотворительных акциях…
– Подожди минутку, – прервал вопрос Лебедев. – Давай новости посмотрим.
На экране начался репортаж о событиях на улицах Харькова, Донецка, Николаева. Генерал-майор, не отвлекаясь, смотрел долгий сюжет.
– Я приветствую возврат Крыма в состав России и с большим сочувствием отношусь к происходящему на Украине, – негромко, скорее размышляя вслух, чем делая заявление, сказал Владимир Петрович. – Сейчас наша страна вновь на подъеме – может быть, впервые после распада СССР. Воссоединение соотечественников – это исторический момент… Что же касается вашего вопроса, то наше управление ФСБ никогда не было закрытой организацией. Десятки, если не сотни публикаций в печати за каждый год. Тульский опыт взаимодействия со СМИ перенимали коллеги из Москвы и других регионов.
– Владимир Петрович, я имел в виду не официальные сообщения, а информацию о вас лично…
Лебедев немного задумался и посмотрел на лежавший перед ним редакционный диктофон.
– Отключайте, а то говорить ничего не буду, – с улыбкой, но твердым голосом сказал он, давая понять, что оспаривать эту просьбу бессмысленно.
Собственно, жалеть о прерванной записи долго не пришлось. После того как диктофон оказался в чехле, а затем и вовсе убранным в сумку, Лебедев, как показалось, даже немного расслабился. Ну уж интонация точно перестала быть официально-деловой.

«Каким ты будешь чекистом – посмотрим»
Бывших чекистов, как известно, не бывает, но ими и не рождаются. Так и Владимир Лебедев в органы госбезопасности попал уже состоявшимся специалистом – инженером Кимовского радиоэлектромеханического завода. Родился в Карелии, учился в Ленинградском механическом институте. По распределению был направлен в Тульскую область, обзавелся семьей. 1974 год стал переломным в его биографии – Лебедева призвали на службу в КГБ СССР. Председателем всемогущего ведомства тогда был Юрий Андропов.
– Наш призыв потом так и стали называть «андроповским». Когда я уходил с завода, то меня так напутствовали: «Инженер из тебя получился хороший, а вот каким ты станешь чекистом – посмотрим». Я, конечно, пообещал оправдать доверие. И слово сдержал: прошел путь от оперуполномоченного в Узловском горотделе УКГБ до начальника управления ФСБ области.
В промежутке между этими должностями было множество событий и в службе, да и в стране. Август 1991 года разделил «биографию» чекистов надвое. Из защитников Отечества их переквалифицировали чуть ли не в предателей. По России тогда отстранили восемь начальников УКГБ, в том числе и тульского – Бориса Соловьева, якобы за поддержку ГКЧП. Коллеги выступили в его защиту, добились восстановления в должности. Пока шла эта борьба, Лебедев, будучи в должности заместителя, исполнял обязанности руководителя управления. Принципиальность Владимира Петровича укрепила его авторитет в коллективе, да и в целом в ведомстве. Кстати, последнее каждый день «трясло» – шел бесконечный процесс реформирования.
– Мне стали предлагать пост начальника в различных областных управлениях, – вспоминает генерал-майор. – Но я отказывался. Отношение к органам госбезопасности тогда было таким, что, отправившись куда-то и не успев даже добраться до места назначения, можно было оказаться за бортом жизни: произошла очередная реорганизация. Моя позиция вызывала недовольство в нашем Министерстве.
Лебедеву поставили по сути ультиматум: или добровольный переход в Калугу, или в приказном порядке перевод в Туву. Выбор был невелик, и пал он, разумеется, на соседнюю область.

Против ядерного терроризма
В 1993 году Владимира Петровича назначили начальником УФСБ по Калужской области. Четыре года службы там стали настоящим испытанием на прочность. Квартиру не давали, пришлось жить в полуразваленной даче, принадлежащей управлению. Но все это, конечно, из разряда бытовых неудобств. Куда сложнее было на работе. Лебедев «вытащил на поверхность» такую проблему, как отсутствие должной охраны на ядерных объектах в Обнинске. Что значило бы получить второй Чернобыль в сотне километров от столицы – лишних объяснений не требует. По факту нарушения правил безопасности возбудили уголовное дело.
Вскоре в один из приездов в Калужскую область председателя российского правительства Виктора Черномырдина Владимир Лебедев лично докладывал ему о реальном положении дел. И был услышан. В результате на государственном уровне приняли решение об усилении охраны ядерных реакторов в Обнинске войсками МВД.
– Происходили и другие серьезные события в тот период. Существовала реальная угроза террористического акта, – рассказывает генерал-майор. – По понятным причинам я не могу раскрывать всю информацию, но нами было отснято более двадцати видеокассет, доказывающих это. Успешно провели спецоперацию. Ее детали и сейчас под грифом «секретно». Усилия ФСБ позволили развенчать обвинения России со стороны западных стран в неспособности обеспечить безопасность ядерных арсеналов.
Калужская «ссылка» обернулась для Лебедева успехами. Вышестоящие коллеги начали намекать на грядущее повышение по службе. Но переводиться в Москву Владимир Петрович категорически не хотел. Такое сопротивление могло бы привести к новому витку конфликта, но помог случай.
– Я был на приеме у директора ФСБ с рапортом о награждении сотрудников управления, – рассказывает Лебедев, – и, когда разговор зашел о том, чем наградить меня самого, я попросил направления в Тулу. Должность начальника УФСБ на тот момент была вакантна.
В декабре 1996 года Владимира Лебедева представили тульским коллегам в качестве руководителя.

Повезло
два раза в жизни
В тульской «биографии» генерала много заметных вех. Чего стоит в буквальном смысле спасение маркшейдерской документации «Тулаугля». Секретные карты расположения полезных ископаемых на территории восьми регионов России незаконно присвоила частная коммерческая фирма. Управление ФСБ раскрыло мошенническую схему. По некоторым оценкам, стоимость изготовления одного листа горнографической документации в ценах начала двухтысячных годов составляла около 200 тысяч рублей. Всего же чекисты возвратили более 10 тысяч планов, каталогов и схем.
Было и множество крупных коррупционных дел. Среди привлеченных к ответственности оказались не только муниципальные и федеральные чиновники, сотрудники прокуратуры и МВД, но и экс-губернатор области Николай Севрюгин.
Генералу Лебедеву и самому однажды представилась возможность возглавить область. Он называет эту историю «хождение в губернаторы».
– Дело было в январе 2001 года, – вспоминает Владимир Петрович. – За некоторое время до выборов по Туле расклеили листовки с обращением ко мне от имени «рабочих оборонных предприятий города-героя» с просьбой выдвинуть свою кандидатуру на пост губернатора. Я, честно говоря, и не знал об этом. А сообщил мне один сотрудник областной администрации. Услышав – «листовка», я сначала напрягся, но успокоился, как только узнал, о чем она. Не стал давать распоряжения искать «зачинщиков». А потом моя фамилия все чаще начала мелькать в СМИ рядом со словом «губернатор». Я, в принципе, не возражал, потому что это лишь укрепляло авторитет Тульского УФСБ.
Если те события были игрой местных политиков, то в 2004 году Лебедеву с самого высокого уровня поступило уже официальное предложение идти на выборы главы региона. Но чуть позже ситуация изменилась – президент издал Указ о назначении губернаторов.
– По поводу этого на Западе началась шумиха, – говорит Владимир Петрович. – Россию начали обвинять в возврате к тоталитарному строю. Тогда было принято решение генералов, тем более из ФСБ, не назначать. Оно оказалось правильным для того времени, ведь интересы страны – превыше всего… Вообще, считаю, мне крупно повезло дважды в жизни: в первый раз с женой, второй – в том, что не стал губернатором.

Про Брежнева
и «Золотую Звезду»
За время службы в КГБ и ФСБ, конечно, были и курьезные случаи. Один из них произошел во время визита Леонида Брежнева в Тулу в 1977 году. Городу было присвоено звание героя. Пристегнуть «Золотую Звезду» на знамя генеральный секретарь решил лично. 17 января поезд с гостями прибыл на Московский вокзал. Официальная встреча, проезд кортежа по Красноармейскому проспекту, торжественное собрание – кинокадры происходившего видели многие. Но «за кадром» было не менее интересно. Владимиру Лебедеву довелось охранять служебный кабинет в тульском драматическом театре, где проходило закрытое совещание Брежнева и тогдашнего руководства области.
– Наконец двери распахнулись, вышел Леонид Ильич, Иван Харитонович Юнак – первый секретарь обкома, другие начальники, – вспоминает генерал. – В фойе их ожидала тульская делегация – партийные работники, управленцы, ветераны войны. И тут состоялся примерно такой разговор. Брежнев спросил: «А у вас есть в городе Герои СССР?». Из толпы кто-то: «Есть один!». «А где, почему не вижу?» – уточнил Леонид Ильич. Снова из толпы: «Так ведь погиб». Генеральный секретарь немного озадачился, потом снова задал вопрос: «А есть достойный кандидат на вручение награды?» Ему навстречу буквально вытолкнули Василия Гавриловича Жаворонкова, работавшего в годы Великой Отечественной войны первым секретарем обкома партии.
Брежнев одобрил выбор туляков, уже 18 января был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Жаворонкову звания Героя Советского Союза.
…Наш разговор с Владимиром Лебедевым длился уже почти два часа, по телевизору мелькали «картинки» современной истории, а генерал-майор продолжал рассказывать о событиях далеких и недавних. Периодически делал ремарку: «Но это не для печати».
– Вообще, хочу написать мемуары обо всем, что видел и пережил, – завершая нашу беседу сказал Владимир Петрович. – Сейчас уже время прошло, кое-что потеряло секретный статус.
– А книга уже существует в каком-нибудь виде? Может, в набросках?
– Все у меня здесь. – Генерал указал пальцем на голову. – Пишу я быстро, нужно только время выбрать и сесть за работу.
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Юлия
15 июня 2014
Дааааааааааааа,Владимир Петрович,классный мужик!!!