Общество

09:00, 09 октября 2015

Садик для тех, кому нужно больше

 Татьяна ЕЛАГИНА
 Из архива ДОУ № 10 г. Узловая

– Детский сад № 10 в Узловой – это уникальное в своем роде учреждение, которое посещают и здоровые дети, и воспитанники с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, – рассказывает заведующая Наталья Белоголовская. – У нас созданы все необходимые условия для своевременной коррекции и компенсации патологий.

Дети разные нужны
Двери садика впервые распахнулись в 1986 году, сегодня он принимает 154 воспитанника, более 60 процентов которых относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, два ребенка-аутиста и один с синдромом Дауна.
Очень часто родители отдают на обучение детей, которые отличаются от тех, кого мы привыкли считать нормальными, в специализированные интернаты, коррекционные школы. Бывает, что для таких ребят выбирают домашнее или дистанционное обучение. Безусловно, дети овладевают определенными знаниями, навыками, в ряде случаев они успешно получают высшее образование. Но встает вопрос, смогут ли они, воспитанные в обособленной среде, реализовать весь свой потенциал и успешно влиться в социум?
Инклюзивное образование – такое, при котором детки с особенностями здоровья воспитываются и обучаются вместе с остальными, – требует специальных помещений и учебных материалов, а также особого подхода.
Советская педагогика одной из первых начала работать над развитием и адаптацией детей с тяжелыми нарушениями. ДОУ № 10 г. Узловая активно применяет наработки и воспитательный опыт как отечественных коллег, так и представителей мировой педагогики.

Большая работа на будущее
Внешне детское учреждение ничем не отличается от подобных ему садов: типовое здание, выкрашенное в яркие цвета, территория благоустроена, к участкам ведут чистые заасфальтированные дорожки, разбиты опрятные цветочные клумбы и на определенном расстоянии расставлены лавочки, их наличие – требование норм для учреждений, где воспитываются детки с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Внутри царит уютная теплая атмосфера, проходя мимо столовой, улавливаем запах вкусного обеда, из групп слышен детский гул. Все помещения здесь оборудованы по последнему слову: есть медицинский кабинет, кабинет для лечения зрения, спортзал с оборудованием для адаптивной физкультуры, музыкальный зал, оснащенный современной техникой, тренажерный зал с сухим бассейном, беговыми дорожками, батутами, велосипедами, ковриками для гимнастики и прочим, а также его «мини-коллега» для коррекции двигательной сферы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, кабинеты специалистов с интерактивным оборудованием.
По словам заведующей, с детишками работает штат специализированных сотрудников: логопеды, дефектологи, тифлопедагоги, олигофренопедагоги, психологи. Детский сад берет на практику студентов Тульского института управления и бизнеса им. Н. Д. Демидова.
Есть здесь группа воспитанников, у которых задержка психического развития. Педагоги помогают не только малышам, но и их семьям. Регулярно проводятся мастер-классы, консультации, совместные занятия с родителями «Родитель – ребенок», досуги, развлечения, праздники, акции, детско-родительские проекты. В результате до 90 процентов воспитанников имеют возможность успешно вступить в нормальную жизнь.

Винтик часы бережет
Система образования – большой механизм, не всегда поворотливый, тем не менее эта сфера развивается, учитывая мнение «винтиков»: вузов, учреждений профобразования, школ, детских садов. К примеру, узловский сад №10 решает не только свои задачи, но также активно принимает участие в решении глобальных вопросов. Через год будет введен новый федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. В сентябре 2015 года на Всероссийском совещании Министерство образования и науки Российской Федерации услышало практическое видение решения острой проблемы организации воспитания детей-инвалидов. Узловские педагоги внесли свои предложения – в частности, речь шла об изменении штатного расписания, допустимом количестве детей в группе.
– Максимально, мы считаем, допустимо до 25 детей в группе. По действующему законодательству – до 35 детей, так как на одного ребенка должно приходиться до двух квадратных метров. Если комнаты по 70 квадратных метров, то в группе могут одновременно находиться до 35 детей, это невозможно, – уточнила заместитель заведующей по воспитательной и методической работе Елена Потапова.
Стоит отметить, что наполняемость групп действительно важна. Помещения, где воспитываются дети с задержкой психического развития, страдающие сложными расстройствами, должны быть просторнее, игрушки – крупнее. Если соблюдать все нехитрые придумки педагогов, можно достичь блестящих результатов даже с самыми сложными ребятами.
Отличным примером является выпускница садика, «солнечный ребенок» – так называют детей с синдромом Дауна. Девочка учится в первом классе общеобразовательной школы. Случай для области очень редкий, практически уникальный. Педагоги очень переживают за свою воспитанницу и внимательно следят за процессом ее обучения.
– Со слов родителей, у нее многое получается. И уже трудно поверить, что эта девочка пришла в детский сад с тяжелыми нарушениями речи, эмоциональной сферы, зрения, с проблемами адаптации и коммуникации, – рассказывает Наталья Белоголовская.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему