Общество

Сахар не болит

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Вчера в Городском концертном зале и центрах здоровья Тулы, Новомосковска, Ефремова, Узловой, Киреевска одновременно прошли профилактические акции, посвященные Всемирному дню борьбы с сахарным диабетом. И везде – полный аншлаг.

Каждый из пришедших стремился «померить сахар» крови, сделать импедансометрию, проконсультироваться у эндокринолога или терапевта по поводу коррекции факторов риска. Удивляться тут нечему: сахарный диабет признан первой неинфекционной эпидемией в мире.
Двадцать лет назад количество людей с таким диагнозом не превышало тридцати миллионов. В масштабе планеты не так уж много. Сегодня их число перевалило за 260 миллионов и, по прогнозам специалистов, через каких-нибудь полтора десятка лет может увеличиться до 380 миллионов.
Современная медицина не в силах предложить способа полного излечения от этого заболевания. Но меры его профилактики и методы лечения известны. При диабете врач и пациент всегда сотрудники, успех зависит от их общих усилий. И настороженность, внимательное отношение человека к своему состоянию абсолютно необходимы.
– Мне бесконечно жаль, что сахар не болит, – отмечала областной эндокринолог Ирина Попитченко во время лекции об инновациях в лечении сахарного диабета. – Колола бы, к примеру, высокая глюкоза, люди наверняка вовремя пришли бы к врачу. Но, к сожалению, диагноз часто устанавливается после посещения поликлиники по совершенно постороннему поводу. Или после такой акции, как эта.
В России сегодня сахарной болезнью страдают около 6 миллионов человек. Для сравнения, население Санкт-Петербурга – чуть больше 5 миллионов.
В Тульской области диабетиков, по выражению Попитченко, тоже целая армия. В 2015 году были зарегистрированы 57 971 человек, в том числе 400 детей в возрасте до 17 лет. Инсулин получают около14 тысяч человек, более 42 тысяч обходятся сахароснижающими таблетками.
– Я часто слышу жалобы: вот вы подсадили меня на инсулин. А у нас всего 18 процентов больных получают этот препарат, тогда как в развитых странах – более 80 процентов от всего числа больных сахарным диабетом. Переходить на гормоны надо до того, как начались осложнения и организм разрушился, когда есть еще что спасать, – объясняла Ирина Попитченко гостям акции.
Врачи-эндокринологи пока не имеют возможности констатировать, что больные адекватно и аккуратно лечатся. Число осложнений сахарного диабета растет. Когда, что называется, жареный петух клюнет, человек начинает выполнять все то, к чему его долго и порой безуспешно призывали. Как результат, число угрожающих жизни осложнений, напротив, снижается. В 2007 году у нас случилось 34 комы, а в 2015-м
всего 8. Диабетической ретинопатии все больше, а случаев слепоты в результате этого осложнения все меньше. То же самое с нефропатией. Меньше стало диабетической стопы, гангрен, да и общая смертность от сахарного диабета идет вниз.
Совершенно точно доказано, что, помимо генетической предрасположенности, развитию диабета сопутствуют избыточный вес и ожирение: заболевание развивается практически у каждого второго полного человека. При диабете первого типа, когда неспособность вырабатывать собственный инсулин передается по наследству, приходится уповать только на лечение. Но диабет второго типа можно назвать диабетом по собственному желанию – его наедают. И профилактика здесь – реальная вещь, надо только соблюдать диету и увеличить физические нагрузки.
В ходе акции эндокринологи усиленно подчеркивали, что успехи современной диабетологии позволяют оптимистически смотреть на решение проблемы в будущем.

Другие новости