Общество

16:09, 10 мая 2023

Счастье – быть нужным людям!

Счастье – быть нужным людям!

Николай Иванович Кульпов оказался четвертым ребенком в семье – долгожданным сыном среди девчонок. Вместе с другими деревенскими ребятами мальчишка с детства трудился в поле, косил траву, пас скотину и, конечно, даже не думал, что когда-то станет летчиком. Не думал об этом даже в тот день, когда в его техникум пришли авиаторы и предложили записаться в аэро­клуб. А дело в том, что Николай Кульпов ростом был совсем невелик – куда уж ему тягаться с теми, кто и высок, и сажень косая!

Но кто-то из приятелей толкнул его в бок: «Запишись, заодно проверишь здоровье!» В итоге из 120 человек оказались годными 38. Был среди них и наш герой.

О том, что занимается в аэроклубе, Николай дома не говорил. А когда налетал 32 часа и получил свидетельство об окончании, наконец подошел к отцу: «Знаешь, я летать научился!» А тот только рассмеялся в ответ: «Вот шутник! Тебе ли летать, ты же колесного скрипа боишься!» И тогда Николай вынул из кармана документ с печатью и подписью. Отец удивился и похлопал по плечу: «И когда только ты успел?» Но было видно, что гордится!

22 июня 1941 года его деревня в Ивановской области потонула в женских слезах и рыданиях. Паренек сперва подумал, что умер кто-то из родных. А потом узнал, что началась война, и вместе со своими сверстниками сразу бросился в военкомат.

Мальчишки трое суток стояли в очереди, просили, чтобы их записали в добровольцы, рвались быстрее попасть на фронт, все были абсолютно уверены, что если останутся в деревне, то не успеют стать героями, потому что фашистов вскоре победят. О том же судачили и мужики. И только отец Николая Кульпова, вспоминая свою военную молодость, как-то
сказал при лишних ушах: «Эх, немцы – народ организованный, его с кондачка не возьмешь!»

А вскоре нашего героя отправили в Пермское летное училище (тогда это был город Молотов). Сначала солдат учили летать на полутораплане, а потом на аэродром пригнали новенькие «Ил-2». Но стрелять и бомбить курсантов учили только в теории…

Когда же началась битва за Москву, парни разом запросились на фронт: «Что мы здесь делаем в то время, когда фашисты стоят под столицей? Мы тоже хотим защищать Родину! Просим каждому выдать винтовки!» Командиры собирали рапорты курсантов и аккуратно отправляли в мусор…

Только в 1943 году молодых летчиков отправили на восток. Из Куйбышева на самолетах они прилетели на Калининский фронт, стали изучать район боевых действий, учились ориентировке, запоминали местность.

– Наши самолеты предназначались не только для аэрофотосъемки, но и для корректировки артиллерийского огня. И после отработки заданий, поступающих из штаба командующего артиллерией фронта, нас нередко посылали уничтожать огневые точки. Вооружение было подходящее: четыреста килограммов бомб, восемь реактивных снарядов, две пушки Волкова и Ярцева, два скорострельных пулемета и один крупнокалиберный – у штурмана, который служил для защиты хвоста…

Особенно памятным оказался третий боевой вылет. Дело было над Белоруссией.

– Мы вылетели с аэродрома Дретунь и должны были штурмовать речную переправу немцев – их там было видимо-невидимо! Две эскадрильи слетали на местность, но разбомбить врага не удалось. Оставалась одна попытка, и на переправу послали нас. Ведущий сбросил свои бомбы – не повезло, недолет! А я летел вслед за ним, успел прицелиться и попал двумя «сотками» прямо в центр вражеской переправы! У немцев началась истошная паника, а про меня тогда говорили: у этого летунка счастливая рука!

Счастливой оказалась и военная судьба летчика. Кульпова дважды сбивали немцы, но он отделывался легкими ранениями и приходил в часть пешком. Однажды получилось так, что вместе со своим напарником-штурманом он возвращался одиннадцать дней. А когда оба дошли до эскадрильи, товарищи только руками развели: «На вас уже похоронки послали! Мы сами видели, как вы падали, когда ваш самолет загорелся!»

К счастью, все было совсем не так: в самолете задымилось масло, а экипажу удалось спастись… Поэтому, придя в расположение, Кульпов раздобыл бумагу и прежде всего сел за письмо: «Матушка, похоронке не верь! Мы с другом живые пришли».

После окончания Великой Оте­чест­венной войны нашего героя отправили служить в 303-ю истребительную авиационную дивизию, он летал на всех типах истребителей, в том числе на реактивных и сверхзвуковых самолетах.

За плечами Ивана Николаевича 8500 вылетов, его общий налет составил более 2385 часов, он постоянно летал и передавал свой опыт молодым... Он и сейчас в «боевом» строю: участвует в патриотическом воспитании, учит молодежь любить Родину и делится удивительным опытом, как дожить до ста лет! Одним словом, полет нормальный!

Кульпов признается, что быть в строю ему помогает огромная любовь к Родине и осознание нужности людям.

Людмила ИВАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий