Общество

18:11, 29 августа 2016

Секреты бисерных вышивок

Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

В прошлом усадьбы были центрами культурной жизни России. Они привлекали не только красотой своих архитектурных сооружений и парков, но зачастую становились музеями, где хранились произведения искусства.


Пример тому – Московский музей-усадьба «Останкино», предметы из собрания которого туляки могут сейчас увидеть в Выставочном зале на Красноармейском проспекте. Экспозиция называется «Страсти по бисеру».
Она организована при поддержке правительств Тульской области и города Москвы.
До XVIII века бисерным шить­ем занимались крепостные мастерицы в царских и боярских светлицах да послушницы в монастырях. Со временем новым видом рукоделия увлеклись и дворянки. Тонкие иглы были немецкого или английского производства, а бусины – венецианскими или богемскими и ценились высоко. Но был и отечественный «бабий» бисер, который использовали в украшении своих нарядов крестьянки, стоил он недорого.
Вышивка была делом весьма трудоемким, порой на небольшое полотно уходили годы. Поскольку старинный бисер необыкновенно мелок и не всякая иголка могла его поддеть, то для крепления каждой бусинки ее сначала нанизывали на нитку, которую привязывали к щетинке, протаскивали в отверстие, и лишь затем нитку продевали в иглу и закрепляли. Для вышивки одной небольшой картинки использовалось почти 15 тысяч бисеринок: можно только поразиться терпеливости мастериц!..
Как рассказали экскурсоводы, в различных коллекциях сегодня сохранилось богатейшее наследие бисерных работ, созданных в течение трех столетий. Порой по сюжетам и даже по оттенкам, в которых выполнены произведения, удается определить время их создания. Ведь в бисере, как и в фарфоре, отражаются интересы людей, живущих в определенный период. Можно проследить, как что-то выходит из моды и заменяется на новое – в соответствии с запросами дня.
Произведения, созданные в XVIII веке, который отличался веселым нравом, пестрят яркими красками. А вот начало следующего, более утонченного  столетия ознаменовано всеми оттенками белого  и сиреневого. В 30-е годы фон бисерных произведений чаще всего голубой, в 40-е – серый, коричневатый.
Узоры вышивались искусницами не просто так: мастерицы в совершенстве владели викторианским языком цветов. К примеру, темная сирень означала безответную любовь, нарцисс – эгоизм, фиалка – бдительность, барвинок – верность. Так что создавался не просто подарок на память, а целое зашифрованное послание.
К концу XIX столетия вышивать стали по канве, что упростило работу и позволило создавать крупные вещи: скатерти, покрывала. В витринах показано несколько платьев эпохи модерн, изготовленных в этой технике, а к ним – веера и сумочки.
Экспонаты дома-музея «Останкино» заняли целый зал, они невероятно притягательны, как все вещи, сделанные вручную, и кажется, пришли не просто из другого времени, но из другого мира.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему