Общество
Секреты учителя
- 20:09 08 октября 2014
Людмила ИВАНОВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
В канун профессионального праздника директору Киреевской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Алексею Аксенову присвоили почетное звание «Народный учитель Российской Федерации». За последние 20 лет это первый случай, когда тульский педагог отмечен столь высокой государственной наградой. Впрочем, данное событие могло произойти еще семь лет назад. Именно в это время в областную администрацию были направлены материалы с ходатайством. Но, как выяснилось, до Москвы они не дошли. По той причине, что один из заместителей тогдашнего губернатора их просто положил под сукно…
Особый дар
Возглавить Киреевскую школу-интернат Алексею Михайловичу предложили в 1996 году. За плечами педагога уже была работа в местном профтехучилище и сельской школе, где он успел проявить себя как личность неординарная и непредсказуемая. С будущими механизаторами Аксенов однажды уехал на перекладных в Ленинград, чтобы побродить по Эрмитажу. С дедиловскими учащимися вырастил отменный урожай и отвез продавать на рынок в Тулу. А потом три года проработал в школе при российском посольстве в Индии, где его собственная дочь научилась изъясняться на английском не хуже, чем на русском.
«У него особый дар общения с детьми, – говорила про Аксенова бывшая директор Киреевской школы-интерната Галина Трофимовна Горельникова, собираясь на пенсию. – Я свое место уступлю только ему».
Упрашивать Алексея Михайловича не пришлось. Директриса оставляла после себя замечательный коллектив, с которым можно было начинать любое дело.
Как и везде тогда в стране, в интернате царила нищета. 360 мальчишек и девчонок, собранные со всей области, обитали в здании казарменного типа, в огромных отсеках ютились по 50 человек, а из мебели там были только кровати и тумбочки. Как-то раз Аксенов пришел на подъем и недосчитался одного ребенка. Оказалось, ночью проржавевшая сетка под мальчиком оборвалась, и, упав вместе с ней, он спал прямо на полу.
В первый же свой поход в региональное управление финансов Алексей Михайлович рассказал об этом происшествии. Выслушали его настороженно, но разрешили взять на мебельной фабрике 200 кроватей. Он привез их в Киреевск, взглянул на казармы и понял, что менять все надо кардинально.
К счастью, вскоре интернат перешел из муниципальной собственности в областную, долги были погашены, выросли доходы педагогов, появились спонсоры, в том числе и губернатор Владимир Груздев, который перечисляет учебному заведению всю свою зарплату.
По-семейному,
по-домашнему
Грандиозные перемены не заставили себя ждать.
Сейчас в интернате 105 воспитанников. В зданиях бывших казарм сделаны квартиры, где в комнатах селят по 3–4 человека. На одном этаже живут две большие «семьи» – к примеру, Ивановой и Капраловой, по фамилиям воспитателей. В отличие от прежних времен, когда мальчики и девочки жили раздельно и пересекались нечасто, диспозиция несколько изменилась. Если в обычной семье разнополые дети растут вместе, то и в интернате все должно быть приближено к домашней обстановке. Конечно, мальчишечьи и девчоночьи комнаты остались, но зато появилась общая гостиная. Да не простая: с красивой стенкой, микроволновкой, камином и Интернетом. Стоит ли удивляться, что ребята засиживаются тут до ночи? Ушли в интернате и от чрезмерного коллективизма, когда в душ или столовую все ходили строем и по расписанию. Теперь каждый сам планирует свое время, впрочем, как и положено, не без контроля педагогов. А их здесь сорок – учителей и воспитателей, или просто единомышленников.
Недавно сюда пришел молодой преподаватель ОБЖ. Аксенов звал его к себе сразу после университета, но парень рванул в Москву охранником. А потом вернулся. Он творческий человек, и сидеть сиднем было выше его сил. Сейчас ведет свой предмет, секцию борьбы, занимается поисковой и патриотической работой, организует оборонно-спортивные лагеря, проводит по утрам зарядки. Молодой, энергичный, трезвый, некурящий, аккуратный – в общем, приятный во всех отношениях, – и у Алексея Михайловича есть объективное право платить ему больше 30 тысяч. Под стать ему и новый физрук – кстати, мастер спорта. И преподаватель технологии…
Появилась, правда, в прошлом году учительница математики – сразу на всех навесила ярлыки, одному мальчику сказала, что у него в точных науках вообще перспектив нет. Но, к счастью ребенка, Аксенов быстро дал ей от ворот поворот. Опытный педагог, пришедший ей на смену, за пять месяцев подготовил выпускников к ЕГЭ, и «бесперспективный» в итоге поступил в столичную Академию МЧС.
Алексей Михайлович на днях ездил к нему на присягу (он ко всем своим ездит). Ромку (так зовут курсанта), как и всех других, в честь праздника отпустили на сутки в увольнение, и Аксенов забрал его домой, то есть в родной интернат. Младшие были в восторге, увидев старшего друга: в форме, рослый, красивый – ребята с ним до самой ночи разговаривали. В понедельник, когда интернат построился на линейку, глаза их были полны любовью к директору, потому что дети разом поверили в свое будущее. Вот у Ромки получилось и у нас будет не хуже: Алексей Михайлович всех определит, приедет, домой в увольнение заберет и по дороге пельменями накормит.
Выпускники –
это наглядное пособие
Алексей Михайлович в этом уверен. Один из них, Виталий, учился здесь с первого класса, окончил педуниверситет, вернулся учителем физкультуры, освоил с ребятами брейк-данс, потом хип-хоп, и теперь киреевские воспитанники гастролируют не только по России, но и в Польше побывали, в Норвегии. Училась в интернате и девочка Аня. Затем стала учителем, тоже вернулась под крыло Аксенова, трудилась с огоньком, получила приглашение из Санкт-Петербурга и уже работает там заведующей отделением реабилитационного центра, пишет кандидатскую диссертацию по теме сиротства.
О том, что в интернате трудится замечательный коллектив преподавателей и воспитателей, говорят не только высокие баллы Единого государственного экзамена, которые, кстати, зарабатываются без помощи репетиторов. Младшая дочка Аксенова, Лена, в свое время тоже училась здесь. После возвращения из Индии она пришла сюда в девятый класс. Ребята были в восторге: «Дочь директора учится с нами! Значит, мы не отбросы общества, и преподают тут педагоги, которым не стыдно отдать домашнего ребенка!» Почти весь класс Лены поступил в вузы. А она, пока бегала на занятия и в кружок самодеятельности, «спелась» с одним из воспитанников интерната и, окончив университет, вышла за него замуж. Через пять лет, то есть буквально позавчера, у семейной четы родилась долгожданная дочка. Счастливы все.
Квартирно-бумажный вопрос
Алексей Михайлович давно уяснил для себя, что главный результат работы интерната – это успешность его воспитанников. Педагоги должны видеть их не только с момента поступления, но и после выпуска. Поэтому 27 студентов раз в две недели (потому что мест всего 13) приезжают домой, то есть в интернат, где специально для них построена социальная гостиница: привозят вещи, занимаются с компьютером, советуются с бывшими учителями. Последнее очень нужно каждому из них, потому что больше пойти не к кому. А ведь надо оформлять документы на собственное жилье: ехать в некогда родные села и поселки, искать там богом забытые администрации, вставать на очередь, обращаться в БТИ, получать и подписывать массу бумажек.
Идя на помощь выпускникам, педагоги многое делают сами. И результат поражает: в последние годы, когда главой региона стал Владимир Груздев, воспитанники интернатов получают жилье без проблем, а по количеству выделенных квартир Тульская область не догнала разве только Москву.
Тепло
бывает разным
Психологи говорят, что, если ребенка не поместить в человеческие условия до пяти лет, он будет потерян для общества. И что уж греха таить – в интернаты часто привозят настоящих маугли, которые не умеют пользоваться ложками, не знают, что хлеб бывает черным и белым. Но, попав в любом возрасте к Аксенову, они – хотят того или нет – превращаются в людей. Потому что учителя, психологи, медики сразу окружают их любовью и заботой. Бассейн, массаж, танцы, волейбол, шахматы, игрушки – многие дома об этом и не мечтали.
Недавно сюда приезжали репортеры одного из столичных телеканалов. Ребята с удовольствием рассказывали им об учебе, экскурсиях, цветных кроватках. А еще о том, что директор для них – настоящий отец. Потому что кормит. «Только и всего?» – удивились москвичи. Они просто не могли понять, что для многих воспитанников интерната еда когда-то была недосягаемой роскошью. Сейчас здесь шведский стол, чтобы дети кушали когда хотят и сколько хотят. А кроме душевного тепла педагогов тут всегда в наличии теплая вода и теплые помещения, что, оказывается, тоже очень важно.
Милости просим,
или До свидания
Не все воспитанники интерната сироты. У некоторых родители живы и периодически появляются на горизонте. Пришла недавно одна мама из тюрьмы, сидела за распространение наркотиков. Дочка ее, пятиклассница, прибежала к Аксенову в слезах: «Я ее видеть не хочу, у нее женихов было море, а обо мне она не думала, я ей была не нужна!» Аксенов честно объяснил горе-мамаше: «Если девочка захочет, мы вас найдем, а насильно я ее на встречу не приведу…»
Или пришел как-то отец ребенка. «Я, – говорит, – папа». Алексей Михайлович ответил: «У вашего сына в этой графе – прочерк. Доказывайте отцовство, восстанавливайтесь в правах и – милости просим. А пока – до свидания».
В практике Аксенова был только один случай возвращения ребенка в семью. Директор до сих пор следит за судьбой мальчика. У него все хорошо.
Селедка
под шубой
Единственное, чего нет в Киреевском интернате, – скуки. После школы ребята загружены занятиями в кружках, старшеклассники проходят дистанционное обучение в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петребурга. Посетители, впервые переступающие порог этого учреждения, часто удивляются: «А где же ваши дети, почему их не слышно?» Аксенов улыбается: «Не слышно? Вы в актовый зал загляните – там поют. В фитнес-зале вообще на головах ходят, хип-хопом занимаются». Просто все делом заняты. У них нет времени слоняться и бедокурить. Наверное, поэтому в детских колониях нет ни одного киреевского воспитанника…
На линейках Аксенов всегда внушает своим ребятам: «Вы – одна семья, вы сестры и братья. Не по крови, а по судьбе, по положению в обществе. Вы должны относиться друг к другу бережно». И конфликты здесь происходят очень редко. А если и случаются, то дети знают, что всегда можно обратиться за помощью к учителям или в школьную думу, лидера которой выбирают общим открытым голосованием, и ситуация досконально разберется, и враждующие стороны обязательно пожмут друг другу руки.
А потом Алексей Михайлович пригласит их жарить картошку или делать селедку под шубой. На самую необычную кухню, в которой ребятам разрешается готовить то, чего нет в столовой, – и это маленькая часть большой и мудрой методики воспитания, согласно которой в Киреевской школе-интернате сиротам планомерно прививают бытовые навыки, умение жить в семье, помогать ближнему, любить.
– Некоторые люди, пообщавшись с детьми, признаются, что те выжали их, как лимон. А наши ребята энергию не забирают, наоборот, от них можно заряжаться, – говорит Алексей Михайлович. – Главное, обязательно погладить каждого по макушке и сказать доброе слово.
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
В канун профессионального праздника директору Киреевской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Алексею Аксенову присвоили почетное звание «Народный учитель Российской Федерации». За последние 20 лет это первый случай, когда тульский педагог отмечен столь высокой государственной наградой. Впрочем, данное событие могло произойти еще семь лет назад. Именно в это время в областную администрацию были направлены материалы с ходатайством. Но, как выяснилось, до Москвы они не дошли. По той причине, что один из заместителей тогдашнего губернатора их просто положил под сукно…
Особый дар
Возглавить Киреевскую школу-интернат Алексею Михайловичу предложили в 1996 году. За плечами педагога уже была работа в местном профтехучилище и сельской школе, где он успел проявить себя как личность неординарная и непредсказуемая. С будущими механизаторами Аксенов однажды уехал на перекладных в Ленинград, чтобы побродить по Эрмитажу. С дедиловскими учащимися вырастил отменный урожай и отвез продавать на рынок в Тулу. А потом три года проработал в школе при российском посольстве в Индии, где его собственная дочь научилась изъясняться на английском не хуже, чем на русском.
«У него особый дар общения с детьми, – говорила про Аксенова бывшая директор Киреевской школы-интерната Галина Трофимовна Горельникова, собираясь на пенсию. – Я свое место уступлю только ему».
Упрашивать Алексея Михайловича не пришлось. Директриса оставляла после себя замечательный коллектив, с которым можно было начинать любое дело.
Как и везде тогда в стране, в интернате царила нищета. 360 мальчишек и девчонок, собранные со всей области, обитали в здании казарменного типа, в огромных отсеках ютились по 50 человек, а из мебели там были только кровати и тумбочки. Как-то раз Аксенов пришел на подъем и недосчитался одного ребенка. Оказалось, ночью проржавевшая сетка под мальчиком оборвалась, и, упав вместе с ней, он спал прямо на полу.
В первый же свой поход в региональное управление финансов Алексей Михайлович рассказал об этом происшествии. Выслушали его настороженно, но разрешили взять на мебельной фабрике 200 кроватей. Он привез их в Киреевск, взглянул на казармы и понял, что менять все надо кардинально.
К счастью, вскоре интернат перешел из муниципальной собственности в областную, долги были погашены, выросли доходы педагогов, появились спонсоры, в том числе и губернатор Владимир Груздев, который перечисляет учебному заведению всю свою зарплату.
По-семейному,
по-домашнему
Грандиозные перемены не заставили себя ждать.
Сейчас в интернате 105 воспитанников. В зданиях бывших казарм сделаны квартиры, где в комнатах селят по 3–4 человека. На одном этаже живут две большие «семьи» – к примеру, Ивановой и Капраловой, по фамилиям воспитателей. В отличие от прежних времен, когда мальчики и девочки жили раздельно и пересекались нечасто, диспозиция несколько изменилась. Если в обычной семье разнополые дети растут вместе, то и в интернате все должно быть приближено к домашней обстановке. Конечно, мальчишечьи и девчоночьи комнаты остались, но зато появилась общая гостиная. Да не простая: с красивой стенкой, микроволновкой, камином и Интернетом. Стоит ли удивляться, что ребята засиживаются тут до ночи? Ушли в интернате и от чрезмерного коллективизма, когда в душ или столовую все ходили строем и по расписанию. Теперь каждый сам планирует свое время, впрочем, как и положено, не без контроля педагогов. А их здесь сорок – учителей и воспитателей, или просто единомышленников.
Недавно сюда пришел молодой преподаватель ОБЖ. Аксенов звал его к себе сразу после университета, но парень рванул в Москву охранником. А потом вернулся. Он творческий человек, и сидеть сиднем было выше его сил. Сейчас ведет свой предмет, секцию борьбы, занимается поисковой и патриотической работой, организует оборонно-спортивные лагеря, проводит по утрам зарядки. Молодой, энергичный, трезвый, некурящий, аккуратный – в общем, приятный во всех отношениях, – и у Алексея Михайловича есть объективное право платить ему больше 30 тысяч. Под стать ему и новый физрук – кстати, мастер спорта. И преподаватель технологии…
Появилась, правда, в прошлом году учительница математики – сразу на всех навесила ярлыки, одному мальчику сказала, что у него в точных науках вообще перспектив нет. Но, к счастью ребенка, Аксенов быстро дал ей от ворот поворот. Опытный педагог, пришедший ей на смену, за пять месяцев подготовил выпускников к ЕГЭ, и «бесперспективный» в итоге поступил в столичную Академию МЧС.
Алексей Михайлович на днях ездил к нему на присягу (он ко всем своим ездит). Ромку (так зовут курсанта), как и всех других, в честь праздника отпустили на сутки в увольнение, и Аксенов забрал его домой, то есть в родной интернат. Младшие были в восторге, увидев старшего друга: в форме, рослый, красивый – ребята с ним до самой ночи разговаривали. В понедельник, когда интернат построился на линейку, глаза их были полны любовью к директору, потому что дети разом поверили в свое будущее. Вот у Ромки получилось и у нас будет не хуже: Алексей Михайлович всех определит, приедет, домой в увольнение заберет и по дороге пельменями накормит.
Выпускники –
это наглядное пособие
Алексей Михайлович в этом уверен. Один из них, Виталий, учился здесь с первого класса, окончил педуниверситет, вернулся учителем физкультуры, освоил с ребятами брейк-данс, потом хип-хоп, и теперь киреевские воспитанники гастролируют не только по России, но и в Польше побывали, в Норвегии. Училась в интернате и девочка Аня. Затем стала учителем, тоже вернулась под крыло Аксенова, трудилась с огоньком, получила приглашение из Санкт-Петербурга и уже работает там заведующей отделением реабилитационного центра, пишет кандидатскую диссертацию по теме сиротства.
О том, что в интернате трудится замечательный коллектив преподавателей и воспитателей, говорят не только высокие баллы Единого государственного экзамена, которые, кстати, зарабатываются без помощи репетиторов. Младшая дочка Аксенова, Лена, в свое время тоже училась здесь. После возвращения из Индии она пришла сюда в девятый класс. Ребята были в восторге: «Дочь директора учится с нами! Значит, мы не отбросы общества, и преподают тут педагоги, которым не стыдно отдать домашнего ребенка!» Почти весь класс Лены поступил в вузы. А она, пока бегала на занятия и в кружок самодеятельности, «спелась» с одним из воспитанников интерната и, окончив университет, вышла за него замуж. Через пять лет, то есть буквально позавчера, у семейной четы родилась долгожданная дочка. Счастливы все.
Квартирно-бумажный вопрос
Алексей Михайлович давно уяснил для себя, что главный результат работы интерната – это успешность его воспитанников. Педагоги должны видеть их не только с момента поступления, но и после выпуска. Поэтому 27 студентов раз в две недели (потому что мест всего 13) приезжают домой, то есть в интернат, где специально для них построена социальная гостиница: привозят вещи, занимаются с компьютером, советуются с бывшими учителями. Последнее очень нужно каждому из них, потому что больше пойти не к кому. А ведь надо оформлять документы на собственное жилье: ехать в некогда родные села и поселки, искать там богом забытые администрации, вставать на очередь, обращаться в БТИ, получать и подписывать массу бумажек.
Идя на помощь выпускникам, педагоги многое делают сами. И результат поражает: в последние годы, когда главой региона стал Владимир Груздев, воспитанники интернатов получают жилье без проблем, а по количеству выделенных квартир Тульская область не догнала разве только Москву.
Тепло
бывает разным
Психологи говорят, что, если ребенка не поместить в человеческие условия до пяти лет, он будет потерян для общества. И что уж греха таить – в интернаты часто привозят настоящих маугли, которые не умеют пользоваться ложками, не знают, что хлеб бывает черным и белым. Но, попав в любом возрасте к Аксенову, они – хотят того или нет – превращаются в людей. Потому что учителя, психологи, медики сразу окружают их любовью и заботой. Бассейн, массаж, танцы, волейбол, шахматы, игрушки – многие дома об этом и не мечтали.
Недавно сюда приезжали репортеры одного из столичных телеканалов. Ребята с удовольствием рассказывали им об учебе, экскурсиях, цветных кроватках. А еще о том, что директор для них – настоящий отец. Потому что кормит. «Только и всего?» – удивились москвичи. Они просто не могли понять, что для многих воспитанников интерната еда когда-то была недосягаемой роскошью. Сейчас здесь шведский стол, чтобы дети кушали когда хотят и сколько хотят. А кроме душевного тепла педагогов тут всегда в наличии теплая вода и теплые помещения, что, оказывается, тоже очень важно.
Милости просим,
или До свидания
Не все воспитанники интерната сироты. У некоторых родители живы и периодически появляются на горизонте. Пришла недавно одна мама из тюрьмы, сидела за распространение наркотиков. Дочка ее, пятиклассница, прибежала к Аксенову в слезах: «Я ее видеть не хочу, у нее женихов было море, а обо мне она не думала, я ей была не нужна!» Аксенов честно объяснил горе-мамаше: «Если девочка захочет, мы вас найдем, а насильно я ее на встречу не приведу…»
Или пришел как-то отец ребенка. «Я, – говорит, – папа». Алексей Михайлович ответил: «У вашего сына в этой графе – прочерк. Доказывайте отцовство, восстанавливайтесь в правах и – милости просим. А пока – до свидания».
В практике Аксенова был только один случай возвращения ребенка в семью. Директор до сих пор следит за судьбой мальчика. У него все хорошо.
Селедка
под шубой
Единственное, чего нет в Киреевском интернате, – скуки. После школы ребята загружены занятиями в кружках, старшеклассники проходят дистанционное обучение в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петребурга. Посетители, впервые переступающие порог этого учреждения, часто удивляются: «А где же ваши дети, почему их не слышно?» Аксенов улыбается: «Не слышно? Вы в актовый зал загляните – там поют. В фитнес-зале вообще на головах ходят, хип-хопом занимаются». Просто все делом заняты. У них нет времени слоняться и бедокурить. Наверное, поэтому в детских колониях нет ни одного киреевского воспитанника…
На линейках Аксенов всегда внушает своим ребятам: «Вы – одна семья, вы сестры и братья. Не по крови, а по судьбе, по положению в обществе. Вы должны относиться друг к другу бережно». И конфликты здесь происходят очень редко. А если и случаются, то дети знают, что всегда можно обратиться за помощью к учителям или в школьную думу, лидера которой выбирают общим открытым голосованием, и ситуация досконально разберется, и враждующие стороны обязательно пожмут друг другу руки.
А потом Алексей Михайлович пригласит их жарить картошку или делать селедку под шубой. На самую необычную кухню, в которой ребятам разрешается готовить то, чего нет в столовой, – и это маленькая часть большой и мудрой методики воспитания, согласно которой в Киреевской школе-интернате сиротам планомерно прививают бытовые навыки, умение жить в семье, помогать ближнему, любить.
– Некоторые люди, пообщавшись с детьми, признаются, что те выжали их, как лимон. А наши ребята энергию не забирают, наоборот, от них можно заряжаться, – говорит Алексей Михайлович. – Главное, обязательно погладить каждого по макушке и сказать доброе слово.