Общество

10:54, 05 апреля 2013

Школа начинающих учителей

«Ясказал своим учителям примерно следующее: «Педагогический труд, бесспорно, очень нелегок и плохо оплачивается. Он часто не приносит профессионального удовлетворения, так как мы редко видим желаемые результаты наших усилий... Кто мог перестроиться, уже ушел в другие виды деятельности или коммерцию. Так что же делать, как жить дальше? Каждый день понуро и обреченно, без желания и настроения ходить на работу, и так до пенсии, а порой и дольше? Или сделать наш труд творческим и радостным, отношения добрыми и открытыми и получать от своей работы хотя бы моральное удовлетворение?» Остановились на последнем. И ведь получилось!»
Это выдержка из эссе руководителя тульской МОУ СОШ № 56 Владимира Кузнецова, ставшего в прошлом году финалистом всероссийского конкурса «Директор школы». Учебное заведение известно в образовательных кругах города и весьма привлекательно для молодых специалистов. В коллективе из пятидесяти педагогических работников примерно четверть – недавние выпускники университета.
Алексей Илюшечкин третий год преподает в 56-й школе историю и право. Увлечение этими науками в свое время и привело его на соответствующий факультет пед­университета, где молодой человек заинтересовался педагогикой. После выпуска попробовал силы в юриспруденции, но желание преподавать перевесило – Алексей пришел в школу.
– Здесь неплохая зарплата: помимо преподавания я занимаюсь общественной деятельностью – выполняю обязанности заместителя председателя управляющего совета школы, это дает прибавку к жалованью, – объясняет мотивы молодой специалист. – Педагогика гарантирует мне стабильность, дает уверенность в завтрашнем дне. Да и сама по себе работа учителя интересная. Это общение с детьми и коллегами, возможность участвовать в конференциях, развиваться.
Такое мироощущение учителя – в немалой степени заслуга директора. Недаром про Владимира Кузнецова говорят, что в его школе для молодежи будто медом намазано – едва ли не каждый год «пополнение».
– Директора с молодыми сотрудниками работают по-разному, – рассказывает Кузнецов. – У нас эту группу специалистов я лично курирую и держу под особым контролем, чтобы они чувствовали себя комфортно, получали нормальное вознаграждение. В основном все трудятся на полторы ставки. 4–5 уроков в день – это не так много, но позволяет зарабатывать.
Стараюсь дать молодым педагогам надомное обучение – работу с детьми, которым по состоянию здоровья не рекомендовано посещать школу. А там урок стоит на 25 процентов дороже, это хорошее финансовое подспорье. Еще есть дополнительное образование – возможность вести кружки, факультативы. Плюс ежемесячно каждый учитель получает вознаграждение из надтарифного фонда – за качество работы, хорошие показатели, участие в жизни школы, проведение мероприятий. Все это складывается в зарплату в пределах 18–20 тысяч рублей.
Впрочем, по словам директора, в большей степени уровень дохода зависит от желания самого учителя. Не всем интересно развитие и достижения – иным достаточно отработать часы.
– Как-то пришел на урок к одной молодой учительнице, – рассказывает Кузнецов. – Тема – влияние кислорода на процесс горения. Она берет учебник и рассказывает по картинке: «Вот три свечки одинакового размера, на одну мы надеваем литровую банку, на другую двухлитровую, на третью – трехлитровую. Где быстрее погаснет свеча?» Дети, конечно, догадались, дали правильный ответ. Но почему не попросить купить три свечи для урока, потушить свет в классе и продемонстрировать опыт? На всю жизнь бы ребятам запомнились эти свечи. Но вот не хотят утруждать себя современные учителя. И ведь они получают ежемесячную надбавку, а после первого года работы им выплатят премию в размере пяти окладов. Ни один учитель с опытом на такое поощрение рассчитывать не может, как бы ни старался…
Но все-таки, поправляет себя директор, дело, конечно, не в деньгах, а в людях. Просто есть прирожденные учителя, любящие профессию, стремящиеся к росту.
Чего же может достичь учитель в сегодняшней школе?
Алексей Илюшечкин, как и многие его коллеги, карьерные перспективы видит в общественно-административной деятельности. Правда, отделять ее от педагогической он не склонен.
– Перспективы роста есть: можно стать методистом, возглавить методическое объединение, занять пост заместителя директора, директора – это позволяет сов­мещать общественную и педагогическую деятельность, – поясняет молодой человек. – Нельзя управлять образовательным учреждением, не имея учительского опыта. Наш директор и завучи – все педагоги высокого уровня. А уровень педагога определяется достижениями его учеников. Но это, конечно, приходит с опытом.
Сами молодые педагоги в своих силах вполне уверены. Им проще адаптироваться к меняющейся действительности, они лучше понимают «компьютерное поколение» школьников, у них просто больше сил и пока еще нет усталости. Но им, как и старшим коллегам, не хватает позитивного общественного внимания, уважительного отношения к их труду на государственном уровне – того, что на языке чиновников принято называть «престижем профессии».
Недавно начавшие работать учителя ждут, что правильные, но пока существующие лишь на бумаге положения нового образовательного стандарта обретут реальные формы. И перед ними никогда не встанет выбор – оставаться верными любимому делу или уходить из школы в поисках лучшей жизни.
Елена АЛЕКСЕЕВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему