Общество

00:00, 22 апреля 2017

Школа жизни или жизнь в школе

Учебный год медленно, но верно выходит на финишную прямую. Еще неделя-другая – и понесутся четвертные контрольные и годовые диктанты. Уже через месяц станет понятно, с каким багажом умений и навыков придут наши дочки-сыночки к последнему звонку. Но только ли баллы и оценки станут итогом школьных занятий? Не согнутся ли под грузом знаний неокрепшие спины? Не станут ли дети параноиками от страха завалить ОГЭ и ЕГЭ? Не оставят ли в школе зрение и нервы? Разглядят ли разумное, доброе, вечное за галочками в многочисленных тестах? Справятся ли с нынешними нагрузками? Или не заметят их совсем?

Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей ВИНОГРАДОВ

«Нагружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института». Еще помните эти слова из песни Аллы Пугачевой, которую она начала исполнять в семидесятые? Ну и как считаете: нынешних школяров нагружают еще больше, чем советских?

Не легче и не сложнее?
– Вот не скажу, что сейчас учиться в 1-м классе стало легче или сложнее по сравнению с тем, как это было больше трех десятков лет назад, когда я сама являлась первоклашкой, – говорит Инна Петрова. – Как ни банально, но главное – оказаться у хорошего педагога. Мне сильно не повезло с первой учительницей, дамой не семи пядей во лбу, писавшей на доске с ошибками да еще и снискавшей нелюбовь всего класса. Потому когда пришло время моему сыну идти в школу, то к выбору педагога мы отнеслись чрезвычайно ответственно, о чем ни разу не пожалели. И даже так многими ненавистная программа по математике Людмилы Питерсон оказалась совсем неплоха, когда по ней работает настоящий профессионал. Что действительно удручает в образовательной программе, так это акцент на тестирование. Искренне надеюсь на то, что от этого формата все же уйдут… чем раньше – тем лучше!

Не учат, а натаскивают
Ну, хорошо, если с первых же дней в школе повезло с педагогом. Но ведь, как говорится, дальше – больше. Через несколько лет найдется замена «учительнице первой моей», а портфель заметно потяжелеет. И что тогда? Найдут ли время ученики не только на школьный учебник и тетрадки с «домашкой»?
– Время стало сложнее, учиться тоже стало сложнее, – считает историк Иван Грибков. – Тем более что усложнились программы и линейка предметов. Это нормально. Если ребенок адекватный, с нормальными родителями – остается время на все. Кроме того, разностороннее развитие очень помогает в учебе.
У Лии Якуповой дочь учится в 9-м классе. На носу – ОГЭ и экзамены в «художке». Говорит, побегать во дворе и посидеть в соцсетях – точно не про ее ребенка!
– Школа – до 16 часов, потом три часа «художки», – сетует Лия. – Помимо этого – дополнительные занятия по математике и русскому (добровольно– принудительные к ОГЭ). И репетитора по английскому нанимаем, то есть сами, как видите, не справляемся... А в кино и театры ходим только в выходные. До любимых книжек дело доходит на каникулах или по ночам. Что касается знаний, большинство учителей не учат, а натаскивают на тесты к ЕГЭ! С 8-го класса нас страшили ОГЭ. Не сомневаюсь, что потом начнется эпопея с ЕГЭ. Кстати, после пробного экзамена для родителей я – противник этого экзамена.

Нечего на зеркало пенять…
Наверное, самим учителям обидно читать про себя подобное. Педагоги в ответ говорят: а что вы хотите от нас, если школа – это копия общества, поэтому все проблемы социума зеркально отражаются в образовательном учреждении. И добавляют: социальное и имущественное расслоение, безответственность и другие «красоты» были и в советское время, есть и сейчас.
– По поводу нагрузок. В советской школе сама методика, подготовка учителей, школьные программы были лучше – и намного. Поэтому и «продуктивность» подготовки детей была выше, – рассуждает преподаватель одного из вузов. – Нас (а еще лучше – наших родителей, бабушек) учили так, что мы до сих пор очень много помним из школьных курсов по разным предметам, а современные школьники, изучившие какие-то темы только что, – имеют очень слабое представление. Профильное обучение, кстати, мало спасает. Перекосы получаются большие и не всегда оправданные. Учиться (если по-настоящему) сейчас намного сложнее. Программа по многим предметам нерациональна! Странные программы по истории, обществознанию (этот предмет требует
такой подготовки, как будто все будут юристами или дипломатами!), литературе и другим предметам.

А надо ли гулять?
Собеседница отмечает: что касается свободного от школы времени, то, с одной стороны, если организовать режим дня правильно, его можно найти даже при сильной занятости. Но в этом случае нужно постоянное сопровождение родителей (от­вез­ти-при­вез­ти-по­до­ждать).
– Если действительно по-нас­то­я­ще­му учиться, то «на погулять» времени, конечно, нет. У моего ребенка детство все было расписано: танцы, рисование, языки и т. д. Никакого «гуляния» не было. А нужны ли эти прогулки? Я очень этому рада, потому что во дворы ребенка страшно отпускать, – говорит педагог. В конце беседы женщина дала совет родителям будущих школяров: учите заранее русский язык, математику и окружающий мир!
А учитель Алексей Шагреев возмущается: отвлекает от нормальной работы в школе не только нежелание отдельных учеников грызть гранит науки, но и заполнение океана отчетности («бумагомарание») и зачастую некомпетентное руководство образовательного учреждения. Увы, нормой становится и нетактичность по отношению к подчиненным. А все это, конечно, отбивает стимул трудиться на совесть. В общем, учителя, как и художника, тоже может обидеть каждый.

«Не понял? Сам дурак!»
А теперь немного о своей школе. Да, были у нас педагоги, которые работали по принципу: «Понял? Молодец! Не понял? Сам дурак! Это не мои проблемы, нанимай репетитора, а я париться с тобой не намерена».
Да и я не хочу с вами париться – ни в бане, ни в классе. После такой отповеди у кого не возникнет желания сжечь учебник и сдернуть из ненавистной школы куда подальше, хоть на БАМ... А были золотые учителя: и останутся с тобой после звонка, и по два-три раза «разжуют» формулу или теорему, пока не поймешь. И не просили за это денег. А теперь что касается загруженности. Те, кто учились до начала девяностых, конечно же, выезжали осенью в колхозы – кто убирал картофель, кто кормовую свеклу. И трудились порой по неделе, а то и больше. И никто не ныл: «Шеф, все пропало… Как же теперь наверстывать пропущенные уроки?» Ничего, наверстывали. Программа просто была человеческая, а не рассчитанная на киборга.
И еще о программах. Ведь многим же в вузе студентам вбивают что-то вроде: «Забудьте про то, чему вас учили в школе. Вот сейчас вы получите подлинные знания: «окончание» – это ерунда, а вот «флексия» – мать науки». Вот такая получается закавыка: сначала приходится в школе что-то зубрить до посинения, а потом в вузе до позеленения «стирать файлы»? Когда же школа и институт, наконец, подружатся?
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему