Общество

09:00, 06 декабря 2013

Скорее, «скорая»!

В коллективы государственных учреждений здравоохранения в этом году влились 260 медицинских работников среднего звена – больше, чем ожидалось (218 человек по плану). Примерно половина новичков – работники службы «03».

Не последнюю роль здесь сыграла региональная программа развития кадровых ресурсов, согласно которой для средних медицинских работников предусмотрены меры социальной поддержки. О том, как эти меры работают, мы решили расспросить у сотрудников городской станции скорой медицинской помощи. Ровно год назад она была присоединена к Ваныкинской больнице, и это тоже обязано было улучшить работу службы в городе Туле.
Раз дают, надо брать
Фельдшеры Илья Белоус и Фатима Ибрагимова работают на скорой помощи пятый месяц. Оба окончили областной медицинский колледж, Илья проходил практику на городской станции и так в нее влюбился, что других вариантов при трудоустройстве не рассматривал.
– Я себя не представляю где-нибудь в стационаре, я бы там умер от скуки, – и в шутку и всерьез говорит Илья. – Здесь каждое дежурство не похоже на другое, постоянно возникают нестандартные ситуации, требующие самостоятельности, быстроты принятия решений. Импровизация, творчество, скорость передвижения – это мое.
Илью и Фатиму все устраивает, тем более что по-настоящему опасных экстренных ситуаций пока не возникало. На ставку они получали бы 15 тысяч, но работают на полторы. Оба подписали договор, что не покинут государственное здравоохранение в течение десяти лет, а потому вот-вот получат единовременную выплату – 300 тысяч рублей. По нынешним временам не бог весть какие деньги, но ведь раньше и этого не давали…
Ребята с видимым удовольствием носят фирменную синюю униформу, демонстрируют в действии каждый прибор новых машин скорой помощи – от кардиографа, что сам расшифровывает кардиограммы, до дефибриллятора, способного заставить биться остановившееся сердце.
Всего в Ваныкинскую больницу в этом году пришли работать на «скорую» 28 молодых фельдшеров, которые могли бы претендовать на те самые 300 тысяч рублей подъемных. Но 18 из них от заключения договора отказались. Из приватных разговоров можно сделать вывод: ребята не уверены, что смогут десять лет «париться на скорой». Кто-то уже сейчас подыскивает себе тихое место в поликлинике на врачебном приеме. Кто-то планирует поднабраться опыта и – рвануть в Москву.
– Лично мне сомневаться не приходится, я точно знаю, что буду жить в Туле и работать на «скорой», – говорит Фатима.
– А я точно знаю, что раз дают, надо брать, – Илья выводит тему в неожиданную плоскость.
Заместитель главного врача Ваныкинской больницы по скорой медицинской помощи Петр Филиппов поддерживает позицию Белоуса уже с высоты своего жизненного опыта:
– Нет большого смысла планировать жизнь на столь отдаленную перспективу. Отработаешь десять лет в государственном медицинском секторе региона или уйдешь из него – кто знает? Поэтому единовременную выплату, предусмотренную программой развития кадровых ресурсов, лучше рассматривать как беспроцентный кредит. Если лет через пять возникнет необходимость уволиться, вернешь государству эти 300 тысяч легко – их почти истребит инфляция. Подумайте: где и кто даст вам сегодня деньги взаймы без процентов? Разве только мама с папой…
Сага о темном подъезде
О трудностях работы на скорой помощи Петр Филиппов может говорить долго и вдохновенно. Но, экономя время, подчеркивает только, что большинство проблем не решаются в Туле десятилетиями. Подъезды как были темными, так и теперь, вопреки графе в квитанциях ЖКХ «места общего пользования», остаются без электричества. Нумерация части домов как отсутствовала, так и до сих пор ее нет. Аншлагов отдельных улиц – тоже. Последние годы прибавилась еще одна головная боль – под завязку забитые автомобилями дворы. К нужному подъезду не пробраться, и если приходится нести больного до машины, то путь удлиняется в разы. Пробки и откровенное хамство автомобилистов, не уступающих дорогу «скорой», – вообще отдельная тема…
– Спеша на вызов, никогда не знаешь, где окажешься – у постели больного или в «пьяной малине», – говорит Петр Юрьевич. – Ножевые ранения у наших сотрудников были, руку врачу ломали, московская сторожевая однажды фельдшера чуть не загрызла… Поэтому, когда молодежь приходит к нам на работу после окончания медколледжа, а это в основном девушки, они не собираются на десять лет здесь задерживаться. Они не работать, они замуж хотят. И в этом вопросе согласны на всякие условия, в том числе – на переезд. Поэтому договоры о десятилетней отработке за 300 тысяч подъемных заключать не спешат.
Автомобильный парк службы обновлен на 85 процентов, лекарства все есть, и на станции, и на пяти подстанциях сделаны ремонты, в процессе которых созданы все условия для труда и отдыха сотрудников. А с кадрами по-прежнему проблема. Если укомплектованность средним медицинским персоналом достигла 89 процентов, то врачей не хватает острейшим образом – их 29 процентов от необходимого числа. Региональная программа развития кадровых ресурсов, делающая ставку в основном на молодежь, по мнению Филиппова, не решает главной задачи – не перекрывает оттока квалифицированных кадров. Поэтому опытные сотрудники продолжают уезжать в Москву, а им на смену приходят «медицинские недоросли» – люди с образованием, но без опыта, большинство из которых самостоятельно работать еще не в состоянии.
Без водителя
бригада не поедет
Год назад, когда городскую станцию скорой медицинской помощи присоединили к больнице скорой медицинской помощи, первое, что сделал главный врач Ваныкинской больницы Спартак Могильников, – поднял зарплату водителям в два раза. До этого момента водители получали нищенские 10 000 рублей в месяц, и в службу их было не заманить. Возникали ситуации, когда и машины есть, и линейные бригады, а везти на вызов некому… Дорожная карта повышения заработной платы работникам здравоохранения содержит всего три позиции: врач, средний и младший медработники. А «прочие», к коим относятся и водители, ясных перспектив не имели.
Могильников решил вопрос исходя из его остроты. Сейчас, за 20 000 в месяц, водители уже не в дефиците. Во время приезда нашей репортерской группы в комнате с табличкой «Родители» они в ожидании вызова дружно резались в домино.
Год назад станция обеспечивала работу укомплектованных 24 бригад в сутки при норме 45 бригад. Сейчас их число доведено до 35–37, в следующем году круглосуточно будут работать 40 бригад, а в дальнейшем – все 45.
Но Могильников считает, что кадровый вопрос не выйдет из денежной плоскости, пока у нас врачу скорой помощи, работающему на полторы ставки, будут начислять 42 тысячи рублей в месяц, а в Москве за те же полторы ставки – 90–100 тысяч.
– И со средним медперсоналом так же, – говорит Спартак Владимирович. – Сейчас девочкам в офисе в среднем по городу платят 15–20 тысяч только за то, что они весь день сидят и мило улыбаются. Это значит, что труд фельдшера, медсестры должен цениться в разы дороже: им улыбаться некогда.
Успех в работе службы «03» во многом зависит от работы первичного звена здравоохранения, от отношения к ней населения в целом. Ведь отказать в вызове по закону нельзя никому, какой бы повод ни был высказан. До 34 процентов всех звонков – пустые, каковых и быть-то не должно. Давление померить, сахар определить, сбить высокую температуру… В поликлиниках очереди, идти туда, особенно зимой, ну никак не хочется. Вот и обслуживает «скорая» 460–480 вызовов в сутки, а в период эпидемии гриппа – до 600. Успевая иногда сделать кому-то укол от давления и не успевая сквозь пробки к больному с острым инфарктом…
Екатерина ГАРБУЗОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ


В нашем регионе ждут средних медицинских работников
В Тульской области приняты нормативные акты, закрепляющие меры социальной поддержки для среднего медицинского персонала.
В соответствии с законом «О здравоохранении в Тульской области» молодые специалисты, окончившие высшие, средние специальные медицинские образовательные учреждения, при поступлении на работу в государственные учреждения здравоохранения имеют право на выплату пособия в размере пяти должностных окладов из средств бюджета Тульской области.
В рамках Региональной программы «Развитие кадровых ресурсов государственных учреждений здравоохранения Тульской области на 2013–2017 годы» предусмотрен ряд мер социальной поддержки молодых специалистов – средних медицинских работников.
1. Молодые специалисты в возрасте до 35 лет, окончившие медицинские учебные заведения, впервые прибывшие на работу в 2013–2017 годах в государственные учреждения здравоохранения, заключившие трудовые договора на срок не менее 10 лет по одной из дефицитных специальностей, имеют право на получение единовременной выплаты в размере 300 тысяч рублей.
Перечень дефицитных специальностей определен на основе анализа потребности государственных учреждений здравоохранения и включает в себя следующие специальности:
– медицинская сестра врача-терапевта участкового;
– медицинская сестра врача-педиатра участкового;
– акушерка;
– рентгенолаборант;
– фельдшер-лаборант (лаборант);
– медицинская сестра – анестезист;
– диетсестра;
– фельдшер скорой и неотложной медицинской помощи;
– медицинский статистик.
2.Единовременная компенсационная выплата фельдшерам, приступившим к работе в сельской местности – в размере 350 тысяч рублей.
3. Приобретение автомобилей повышенной проходимости для фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов, впервые приступивших к работе в 2013 году.
Более подробную информацию можно получить в отделе кадровой работы и обеспечения деятельности министерства здравоохранения Тульской области, тел.: (4872) 37-70-80, 37-70-90, E-mail: nikolay.yurchik@tularegion.ru.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий