Рекламный баннер.

Общество

19:51, 02 ноября 2016

Сквозь призму подвига

Сквозь призму подвига
 Людмила ИВАНОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Осень 2016 года в Алексинской воспитательной колонии разительно отличается от осени 2011-го. Тогда были погромы, травмы, потерянные документы. А сейчас…

В отремонтированном актовом зале местного клуба идет концерт, посвященный славной дате – 75-летию героической обороны Тулы. На сцену один за другим поднимаются певцы и чтецы. Глядя на одухотворенные лица, на то, с каким уважением и благодарностью ребята вручают цветы фронтовикам, с какой радостью фотографируются с воинами-афганцами, с какой открытостью общаются с журналистами и с каким неподдельным смущением не спешат называть свои страшные статьи, очень трудно представить, что полтора года назад многие из этих мальчишек всеми силами пытались противопоставить себя законопослушному миру.

Достучаться до преисподней
За плечами у попадающих в воспитательную колонию – вовсе не школьные драки, а разбои, грабежи, убийства, изнасилования малолетних и нанесение тяжких телесных… Можно только догадываться, в какой среде воспитывались ребята и в какой обстановке существовали, если пошли на такие преступления. Вполне логично, что, оказавшись в руках правосудия, они обвинили в случившемся тех, кто был рядом и не уберег от жуткого поступка, не создал условий для нормальной жизни, не научил хорошему, не заступился; кто подставил в трудную минуту или заставил взять вину на себя. Но приговор зачитали только пойманным за руку. А они решили, что если их назвали злодеями, то можно быть такими и дальше. И закрылись от мира стеной цинизма, равнодушия и безразличия…
Директор образовательного учреждения № 79 ФСИН России Вячеслав Васильевич Кочетыгов как-то обмолвился, что если в глазах осужденных мелькают черти, то в головах у них – настоящий ад. Неимоверно трудно достучаться до небес. Еще труднее – достучаться до внутренней преисподней. Но проект «Подвигу героев – стать достойным!», завершившийся в Алексинской воспитательной колонии, был направлен как раз на это.
Его инициатором стал начальник Управления ФСИН Юрий Краснов. Вячеслав Кочетыгов являлся руководителем, профессор Алевтина Григорьева составляла научную платформу, а координатором был старший инспектор группы ВК ОВРО УФСИН Александр Иванов.
– Мы не ставили перед собой цели проповедовать ребятам прописные истины, потому что мальчишки в них уже успели разочароваться и прекрасно осознавали, что даже справедливость порой продается и покупается, – говорит Вячеслав Кочетыгов. – Но есть и непреложные истины. Есть события, которые никого не оставляют равнодушными. Одно из них – беспримерный подвиг советского народа, победившего в Великой Отечественной войне…

Способные на поступок
Первые попытки перенестись в далекое прошлое сопровождались арт-терапией и викторинами, концертами и спортивными состязаниями. Изю­минкой каждого мероприятия становилось то, что на них присутствовали необычные почетные гости.
Актуальную сегодня тему терроризма ребята «переживали» вместе с сотрудником ФСБ Героем России Вячеславом Бочаровым, получившим тяжелое ранение, спасая школьников в Беслане. С президентом объединения поисковых отрядов «Щит» Юрием Апариным и командиром Кадетского учебного центра № 3 Александром Зубановым размышляли о восстановлении исторической справедливости. О безмерной любви к Родине и горечи невосполнимых утрат говорили с ветеранами Великой Отечественной вой­ны Евгением Тимофеевичем Шалашниковым, Василием Никифоровичем Корольковым и тружеником тыла Галиной Андреевной Сидоровой. Афганцы Сергей Вахнин и Юрий Смирнов своим примером призывали ребят жить будущим и ценить друзей.
Вспоминая свою юность, взрослые нередко признавались, что и сами порой не ладили с законом. Международный эксперт по социальному сиротству Александр Гезалов рассказывал ребятам, что воспитывался в детдоме, а два его брата сидели в тюрьме. В судьбе знаменитого защитника ПФК ЦСКА Сергея Игнашевича, приславшего в подарок малолеткам спортивную обувь, тоже был криминал. Но важно то, что гости колонистов нашли в себе силы уйти от конфликта с законом. А личный пример куда заразительнее, чем сухие строчки умных деклараций.
…Проект набирал силу, а юношеская бравада постепенно сменялась неподдельным интересом к происходящему. И вот уже подростки сами просятся участвовать в мероприятиях, готовить программу, писать письма ветеранам. Один из мальчишек скромно предлагает свои стихи и песни, и вскоре его рэп на тему памяти просто взрывает колонию. Многие впервые задумываются о судьбе своих родственников, пишут и звонят домой, чтобы подготовить портреты для «Бессмертного полка». Удается это единицам, но ребята не отчаиваются, ведь в потоке человеческой памяти можно пронести фотографию любого героя, а малолетки уже знают о тех, кто сражался на поле брани, о тружениках тыла, о ровесниках, помогавших бойцам, и о замученных в фашистских застенках…
Мероприятия проекта имели свое расписание, но участие в них подразумевало каждодневный труд. Помимо подготовки выставок и творческих вечеров, воспитанники колонии должны были хорошо учиться и вести себя примерно. И оно того стоило: лучших за месяц ждала настоящая награда – на целый день мальчишкам даровалась свобода! В первый раз они ездили в Алексинский краеведческий музей, затем в Тульский музей памяти войны в Афганистане и, наконец, несколько раз посещали Государственный музей оружия. А ведь многие ребята в силу обстоятельств попали туда впервые в жизни!
В продолжение этих мероприятий юные колонисты готовили презентации, совершенствуя знания по специальности «оператор вычислительных машин», введенной, кстати, в курс обучения благодаря патриотическому проекту. Обустраивали и оборудовали спортивную площадку, ухаживали за обелиском. Снова и снова встречались с интересными людьми. И… уходили по условно-досрочному освобождению. Тот самый мальчишка, читавший рэп, попав на волю, поступил учиться на повара, стал участвовать в конкурсах, занял второе место в области, а совсем недавно женился…

Не только подростки
На протяжении полутора лет уникальное начинание, финансируемое Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, восполняло пробелы в знаниях и в душах, исправляя ценностные деформации, произошедшие в детстве. И менялись при этом не только подростки.
Специальные образовательные мероприятия проводились для педагогов и воспитателей, режимников и социальных работников. Прямо в колонии велись курсы повышения квалификации и обучающие семинары.
Огромным плюсом проекта стало то, что ребята выступили в нем не потребителями, а участниками. В одной команде – а не по другую сторону – были с ними учителя и работники колонии под руководством Виктора Овсянникова. Неоценимую помощь организаторам оказали министерство труда и социальной защиты населения, министерство образования и министерство культуры Тульской области.
Впрочем, были и те, кто на предложение побывать в АВК отвечал вежливым отказом или, обещая посильную помощь, забывал ее оказать.
Таким образом, проект, посвященный малолетним преступникам, вышел очень символичным, показав, что достойными подвига героев могут быть далеко не все. И зависит это вовсе не от того, что носит человек – тюремную робу или дорогой пиджак.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий