Общество
Следопыты в ожидании весны
- 18:55 06 февраля 2017
Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей КИРЕЕВ
В Туле на втором этаже молодежного патриотического центра «Юнга» им. В. Ф. Руднева открылась выставка, посвященная истории обнаружения советского пикирующего бомбардировщика Пе-2. Его обломки, сейчас аккуратно разложенные на столах и за стеклом витрин, были найдены и очищены от грязи в конце прошлого года. Но, что самое интересное, экспедиции на месте падения многотонной авиамашины скоро продолжатся. А это значит, что через несколько месяцев экспозицию пополнят новые артефакты.
– Я с детства люблю авиацию. Знал, что в небе над нашей областью во время Великой Отечественной войны шли бои. Читал, что множество бортов было тогда сбито. Их потом находили поисковики. И все ждал момента, когда же и я сам отыщу упавшую авиамашину, – признается следопыт из региональной общественной организации «Тульский Искатель» Михаил Власов. – Минувшей осенью, уже под конец поискового сезона, мне предложили съездить в деревню Песковатое Белевского района. Еще в начале 2000-х годов жители говорили, что над их населенным пунктом осенью 1941-го
пронесся горящий самолет. Он скрылся в лесу, а потом люди услышали взрыв. Уже в восьмидесятые годы мальчишки приходили на это место, пытались вести раскопки. Нашли тогда пулемет, шлемофон, пистолет. Вещи сдали в музей местной школы. Она позднее закрылась, а предметы куда-то
пропали. Мне хотелось понять: что же там произошло во время войны, что это был за самолет? Набрал группу единомышленников – и поехали под Белев.
По словам нашего собеседника, энтузиастов на месте падения ждала вытянутая воронка размером примерно 10 на 4 метра. Молодые люди взялись за лопаты. В первые часы раскопок они извлекли из грунта многочисленные фрагменты самолетной обшивки зеленого цвета, лючок, парашютную ткань, мех – предположительно остатки зимней обуви авиатора… Всех именно эти обстоятельства сильно взволновали. По всему выходило, что самолет разбился вместе с летчиком и долгие годы никто толком не занимался установлением подробностей его гибели.
– Потом мы туда выезжали больше десятка раз. Копали и во время снегопада. Никого не смущало, что яму заполняла вода – мы ее откачивали. Углубились в итоге примерно на 2,5 метра, – продолжает Михаил. – Объем извлеченного грунта достиг 8 кубометров! Нашли фрагменты двигателя. Решили первоначально, что это истребитель ЛаГГ-3. Но потом специалисты уточнили: это был пикирующий бомбардировщик Пе-2. Находили в яме и стреляные гильзы – сразу стало понятно, что борт вел бой, – и реактивные снаряды. Когда темнело, включали прожекторы и трудились до первого часа ночи. В одной из экспедиций приняли участие начинающие поисковики из Плавского района – мы были здорово удивлены их работоспособностью. Помогали также щекинские и арсеньевские следопыты. Нашли более 300 деталей, каждая из них отмывалась. Поисковики надеялись обнаружить на металле хоть какую-то заводскую циферку, способную помочь в идентификации членов экипажа. Что касается медальонов авиаторов, то они, скорее всего, не сохранились…
Михаил Власов добавляет: сейчас вести раскопки практически невозможно. Мало того что яма полностью заполнена водой (ее там около 8 тонн), так она еще и скована льдом. Долбить его ломами желающих нет. Плюс снега навалило, да и холодно, в конце концов. Остается ждать весны, когда воду можно будет откачать. Следопыт отмечает: дел впереди довольно много – ведь еще не обнаружены фрагменты кабины и двигатели. Искатели намерены приложить максимальные усилия, чтобы в предстоящем поисковом сезоне провести весь цикл работ по подъему остатков самолета и идентификации экипажа.
– Надеюсь, что удастся найти какие-то именные вещи. Например, штурманские линейки обычно подписывались владельцами, а учитывая, что они изготавливались из нержавеющей стали, вполне реально найти такой инструмент и установить имя хотя бы одного из членов экипажа, – говорит молодой человек.
Также теплится надежда, что погибших авиаторов получится идентифицировать по наградам и чудом уцелевшим планшетам с документами. Если, конечно, все это у летчиков было при себе. Как бы то ни было, искатели уверены: новые находки у них в этом году обязательно появятся.
Сергей КИРЕЕВ
В Туле на втором этаже молодежного патриотического центра «Юнга» им. В. Ф. Руднева открылась выставка, посвященная истории обнаружения советского пикирующего бомбардировщика Пе-2. Его обломки, сейчас аккуратно разложенные на столах и за стеклом витрин, были найдены и очищены от грязи в конце прошлого года. Но, что самое интересное, экспедиции на месте падения многотонной авиамашины скоро продолжатся. А это значит, что через несколько месяцев экспозицию пополнят новые артефакты.
– Я с детства люблю авиацию. Знал, что в небе над нашей областью во время Великой Отечественной войны шли бои. Читал, что множество бортов было тогда сбито. Их потом находили поисковики. И все ждал момента, когда же и я сам отыщу упавшую авиамашину, – признается следопыт из региональной общественной организации «Тульский Искатель» Михаил Власов. – Минувшей осенью, уже под конец поискового сезона, мне предложили съездить в деревню Песковатое Белевского района. Еще в начале 2000-х годов жители говорили, что над их населенным пунктом осенью 1941-го
пронесся горящий самолет. Он скрылся в лесу, а потом люди услышали взрыв. Уже в восьмидесятые годы мальчишки приходили на это место, пытались вести раскопки. Нашли тогда пулемет, шлемофон, пистолет. Вещи сдали в музей местной школы. Она позднее закрылась, а предметы куда-то
пропали. Мне хотелось понять: что же там произошло во время войны, что это был за самолет? Набрал группу единомышленников – и поехали под Белев.
По словам нашего собеседника, энтузиастов на месте падения ждала вытянутая воронка размером примерно 10 на 4 метра. Молодые люди взялись за лопаты. В первые часы раскопок они извлекли из грунта многочисленные фрагменты самолетной обшивки зеленого цвета, лючок, парашютную ткань, мех – предположительно остатки зимней обуви авиатора… Всех именно эти обстоятельства сильно взволновали. По всему выходило, что самолет разбился вместе с летчиком и долгие годы никто толком не занимался установлением подробностей его гибели.
– Потом мы туда выезжали больше десятка раз. Копали и во время снегопада. Никого не смущало, что яму заполняла вода – мы ее откачивали. Углубились в итоге примерно на 2,5 метра, – продолжает Михаил. – Объем извлеченного грунта достиг 8 кубометров! Нашли фрагменты двигателя. Решили первоначально, что это истребитель ЛаГГ-3. Но потом специалисты уточнили: это был пикирующий бомбардировщик Пе-2. Находили в яме и стреляные гильзы – сразу стало понятно, что борт вел бой, – и реактивные снаряды. Когда темнело, включали прожекторы и трудились до первого часа ночи. В одной из экспедиций приняли участие начинающие поисковики из Плавского района – мы были здорово удивлены их работоспособностью. Помогали также щекинские и арсеньевские следопыты. Нашли более 300 деталей, каждая из них отмывалась. Поисковики надеялись обнаружить на металле хоть какую-то заводскую циферку, способную помочь в идентификации членов экипажа. Что касается медальонов авиаторов, то они, скорее всего, не сохранились…
Михаил Власов добавляет: сейчас вести раскопки практически невозможно. Мало того что яма полностью заполнена водой (ее там около 8 тонн), так она еще и скована льдом. Долбить его ломами желающих нет. Плюс снега навалило, да и холодно, в конце концов. Остается ждать весны, когда воду можно будет откачать. Следопыт отмечает: дел впереди довольно много – ведь еще не обнаружены фрагменты кабины и двигатели. Искатели намерены приложить максимальные усилия, чтобы в предстоящем поисковом сезоне провести весь цикл работ по подъему остатков самолета и идентификации экипажа.
– Надеюсь, что удастся найти какие-то именные вещи. Например, штурманские линейки обычно подписывались владельцами, а учитывая, что они изготавливались из нержавеющей стали, вполне реально найти такой инструмент и установить имя хотя бы одного из членов экипажа, – говорит молодой человек.
Также теплится надежда, что погибших авиаторов получится идентифицировать по наградам и чудом уцелевшим планшетам с документами. Если, конечно, все это у летчиков было при себе. Как бы то ни было, искатели уверены: новые находки у них в этом году обязательно появятся.
