Общество

09:00, 07 ноября 2014

Сначала ты омоновец

 Людмила ИВАНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

– Сначала ты омоновец, а уже потом – водитель, сапер или штабной офицер, – уверен начальник инженерно-технического отделения ОМОН регионального Управления МВД Михаил Ширманов. Этот принцип исполняется и в горячих точках, и во вполне мирных городах, куда периодически выезжают полицейские тульского отряда особого назначения…

Опыт лишним не бывает
Ширманов попал в отряд в 1998 году, когда за плечами уже были Каменец-Подольское военное училище и служба в 51-м полку Тульской гвардейской воздушно-десантной дивизии. Имелся и боевой опыт: за семь лет службы в ВДВ не прошли мимо Михаила Витальевича путч, расстрел Дома советов в Москве, война в Чечне.
На Северном Кавказе оказались просто незаменимыми его саперные навыки. 14 лет назад в Урус-Мартане, неподалеку от пункта дислокации наших полицейских, бандиты поставили два самодельных фугаса из 122-миллиметровых снарядов (в темное время суток милиционеры вынуждены были снимать блокпосты, поэтому боевики подобрались совсем близко). Провода вывели метров на 300 в лесополосу. К счастью, их заметили, и Ширманов разминировал смертоносное оружие.
Михаилу Витальевичу не раз приходилось обезвреживать взрывные устройства. Впрочем, как считает сам омоновец, по важности этой работе не уступают обучение и профилактические мероприятия. На базе тульского ОМОНа постоянно проводятся занятия с бойцами инженерно-технического отделения, с сотрудниками сводных отрядов, с полицейскими госавтоинспекции, ведь знания лишними не бывают и могут пригодиться в любой день.
Враги это тоже прекрасно знают. В том же Урус-Мартане в 1999 году «федералы» нашли подпольную базу, на которой готовили минно-взрывные операции. Судя по документам и оборудованию, преподавал там очень грамотный специалист. Это было оправданно: во время первой чеченской кампании боевики нередко сами подрывались, ставя мины. Во второй – и этому нужно отдать должное – они стали уже гораздо грамотнее.

Взрыв на проспекте
Опыт омоновцев-саперов, как ни странно, может здорово пригодиться и в обыденной жизни: Тула – город оружейников, а самоделкиных среди них – пруд пруди.
В начале этого года в одном из домов на Красноармейском проспекте раздался взрыв. На место сразу выехали специалисты, в числе которых оказались и сотрудники отряда особого назначения. Оказалось, что в однокомнатной квартире, где случилось ЧП, жил мужчина с весьма странным увлечением. Он делал взрыватели.
Используемые сухие вещества весьма чувствительны к внешним воздействиям – удару, трению, горению. Молодой человек не учел этого, когда трамбовал взрывоопасную смесь в инсулиновом шприце. Прогремел взрыв, рухнул натяжной потолок, парню обож­гло глаза, повредило живот и ноги. Впрочем, он остался жив и, придя в себя, стал уверять оперативников, что химичит только ради собственного удовольствия: ходит в лес, «валит» гнилые деревья, вроде даже пользу приносит и никому не мешает.
Между тем Ширманов нашел в квартире туляка 18 самодельных взрывателей трех видов. Заглянув на балкон, в ведерке с песком он обнаружил еще два: взрывчатое вещество в них было забито в бутылочки из-под мыльных пузырей. А вскоре наткнулся и на емкости с селитрой и алюминиевой пудрой.
На следующий день вместе с сотрудниками экспертно-криминалистического центра УМВД России по Тульской области Михаил Витальевич проверял находки на взрывоопасность. Из 20 взрывателей не сработали только два…

Подозрительные предметы
Повседневные будни омоновцев наполнены не только минами и снарядами. Рвануть подчас может и без них. А присутствие крепких парней на различных мероприятиях с большим скоплением народа отрезвляет многие буйные головы. Бойцов тульского ­ОМОНа можно встретить и на калужском байк-фестивале, и на тверском «Нашествии», и на саммитах в Москве и Санкт-Петербурге. Хватает им работы и дома.
Года два назад полицейские особого назначения помогали сотрудникам УФМС проводить операцию «Нелегал». В районах, граничащих с Московской областью, тогда выявили больше сотни мигрантов без документов. Иностранцы, занятые на сезонной работе, кинулись было врассыпную, но омоновцы с легкостью настигали их и в полях, и в лесах. Кроме представителей бывших советских республик тогда задержали даже двух нелегалов-китайцев. На этом работа стражей правопорядка была выполнена. А разбирались со злоумышленниками уже сотрудники миграционной службы…

Тихо, мирно, профессионально
Парни в пятнистой форме с надписью «ОМОН» в обязательном порядке присутствуют и на футбольных матчах. Когда-то игры на стадионах проходили вполне мирно, мужичкам, отпахавшим целый день у станка, для разрядки вполне хватало лицезрения пары забитых мячей и приятелей, точно знающих, кого на мыло, а кого на мочало.
Потом времена изменились, бегающая от армии молодежь, не найдя выхода своей энергии, стала куролесить на стадионах. Фанаты громили трибуны, срывали игры, калечили друг друга…
Чтобы последствия их противостояния были минимальными, стадионы стали оборудовать видео­камерами, подписывались специальные соглашения между фанклубами и УВД. Но ОМОН всегда начеку.
– В августе – я только из отпуска вышел – в Тулу на игру с «Арсеналом» приезжала команда «Динамо». Спартаковские болельщики давно уже враждуют с бело-голубыми и прямо возле стадиона учинили побоище, – вспоминает тот день Михаил Витальевич. – Пришлось вмешаться.
– Наши омоновцы усмирили фанатов молниеносно! – говорили тогда очевидцы событий. – Все было сделано настолько грамотно, что через несколько минут о происшествии уже ничто не напоминало…
– Грамотно – значит профессионально, – улыбается Ширманов. – От нас только это и ждут.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему