Общество

09:00, 28 ноября 2014

Сочинение возвращается

  Александра КУРЕНКОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Тульские школьники написали пробное итоговое сочинение за 11-й класс. Вместе с ними свои силы попробовала корреспондент «ТИ».

Книжные примеры
Чтобы получить допуск к ЕГЭ, теперь нужно хорошо написать сочинение, чем школьники и зай­мутся 3 декабря. Если кто-то не справится, сможет пересдать в феврале и в мае. Отметки здесь не ставят, только «зачет» или «незачет».
До того как в стране появился Единый госэкзамен, мы все на выходе из школы писали сочинение. Однако тогда задача состояла, как правило, в том, чтобы разобрать конкретное художественное произведение – сюжет, героев, средства выразительности. У нынешних одиннадцатиклассников цель в корне другая – высказать мнение по предложенной теме и аргументировать его с помощью  литературных примеров. По замыслу авторов образовательной инициативы, такая концепция сочинения позволит понять, есть ли у выпускника своя позиция и умеет ли он ее защищать.
Смогу ли я после стольких лет написать сочинение, да еще нового типа? Сложно ли это будет? Интересно ли? Узнавать это я отправилась в тульскую школу № 71, где мне разрешили принять участие в пробной версии экзамена.

Два вечера
с Лермонтовым

На подготовку у меня всего пара вечеров. Как вообще за это взяться? Лезу в Интернет и через полсекунды с облегчением обнаруживаю кучу методического материала – требования к сочинению, общая схема, по которой надо писать, списки литературы, примеры удачных опусов.
С общей композицией все понятно, она мало изменилась с моих школьных лет – тезис, два аргумента (два литературных примера), заключение. А вот задача найти в моих любимых книгах подходящие сюжеты для всех предложенных тем ставит меня в тупик.
На самом деле темы становятся известны за 15 минут до начала экзамена. Подспорье для подготовки – пять тематических блоков:  «Юбилей М. Ю. Лермонтова», «Вопросы, заданные человечеству вой­ной», «Спор поколений: вместе или врозь», «Чем люди живы», «Человек и природа в отечественной и зарубежной литературе». В рамках каждого из них на экзамене будет одна тема.
Я люблю читать, но как-то так получается, что мои заветные книги не очень подходят под предложенные разделы. Тогда начинаю перечитывать забытое, в том числе школьную программу. Например, впервые за долгое время открываю томик Лермонтова – и будто вижу хрестоматийные стихотворения впервые, настолько изменилось восприятие за несколько лет. За этим занятием не заметила, как стрелки часов переползают за полночь…

То, о чем не пишут

В 71-й школе все организовано прекрасно и, главное, видна забота о выпускниках – для них отвели целый изолированный коридор, чтобы не мешали шум и гам на перемене.
Я сижу за последней партой и слушаю, о чем болтают выпускники до начала экзамена. Речь почему-то заходит о «Прощании с Матерой» Валентина Распутина. Веселый парень, сидящий прямо передо мной, усмехается:
– Подумаешь, затопили деревню!
Его худенький бойкий одноклассник за соседней партой тут же парирует:
– Твой Гарнизонный затопили бы, я бы на тебя посмотрел!
– Так ведь им дали же квартиры!
– Ну и тебе бы дали, где-нибудь на окраине, без воды и газа!..
К диалогу присоединяются еще несколько ребят, но тут в класс приносят темы. Их только три, и они несколько легче, чем ожидалось: «Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы бы посоветовали прочитать другу?», «Можно ли обойтись без книг?», «Почему важно уметь сострадать другому?». Я ухожу в соседний пустой кабинет, который мне выделили организаторы, и пишу – быстро и без особых раздумий. Спустя два часа сдаю работу и ухожу, не получив, честно говоря, никакого удовольствия. Раскрывая тему, я могла бы вспомнить примеры из своей жизни или случаи из жизни общественной, провести параллели между литературой и действительностью. Однако приходится действовать в рамках утвержденных требований. Мне вообще кажется немного странным, что собственное мнение нужно доказывать исключительно с помощью книг. Но правила есть правила. Может быть, я слишком многого хочу от школьного сочинения…
Со всеми этими несовершенствами меня странным образом примиряет перепалка, свидетелем которой я стала до экзамена. Пожалуй, ради того, чтобы ее услышать, и стоило предпринять такой эксперимент.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему