NULL

Общество

17:10, 28 октября 2015

Сопровождая и поддерживая

 Нелли ЧУКАНОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

В ходе научно-прак­ти­чес­кой конференции «Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки», проходившей в Тульском педуниверситете, опытом обменялись ученые и практики из Германии, Белоруссии, Таджикистана и десятков регионов России.

Бэби-бум
по-тульски
Приветствуя собравшихся, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталия Зыкова и заместитель министра труда и соцзащиты Инна Щербакова рассказали о том, как много в последние годы делается в нашем регионе для многодетных и замещающих семей, как поддерживают малышей и подростков, оставшихся без родителей, борются буквально за каждого младенца, отговаривая беременных от абортов. Для женщин, в том числе совсем юных, создан кризисный центр, куда можно обратиться в тяжелой ситуации, сформированы служба помощи семьям с детьми-инвалидами и участковая социальная служба. И результат есть – в регионе за последнюю четверть века ежегодно не рождалось столько младенцев, как в последние три года. Только за семь месяцев 2015-го в Тульской области появились на свет 9148 малышей – на 470 больше, чем за тот же период 2014 года. И это позволило нашему региону вой­ти в число пяти субъектов РФ, где рост рождаемости превышает пять процентов.
Кстати, немецкие гости были поражены, узнав, что у нас сиротам, не имеющим собственного жилья, государство выделяет новые благо­устроенные квартиры – нигде в мире нет подобной меры поддержки.

Акушер спешит на помощь
В Германии накоплен интереснейший опыт ранней помощи семьям, нуждающимся в особой поддержке. Профессор Католического института из города Майнц Реммель-Фасбендер Рут рассказала, что в этой стране стараются предупредить неблагополучие на том этапе, когда ребенок еще находится в утробе матери, и патронируют семью до достижения малышом трехлетнего возраста – то есть в тот период, когда отношение к ребенку только формируется.
В поле зрения специалистов Национального центра ранней помощи семьям с детьми попадают будущие родители, если они сами выросли в неблагополучных условиях, если живут за чертой бедности, слишком молоды, имеют проблемы с психикой, пагубные пристрастия, являются безработными или по каким-либо причинам живут в изоляции от общества.
Так же как и в России, в Германии высок процент неполных семей – в них воспитываются примерно пятая часть несовершеннолетних, и им также уделяется пристальное внимание.
Отдельная проблема современной Германии – 350 тысяч семей мигрантов, прибывших в страну с малолетними детьми. Не все могут успешно адаптироваться к новой жизни, и в этой среде весьма высок процент безработных. А где бедность, там, как известно, и сопутствующие ей пороки – алкоголизм, наркомания, проституция и жестокое обращение с детьми.
Так вот, со второй половины беременности, если выясняется, что женщина нуждается в поддержке, за ней закрепляют семейную акушерку, которая обучает будущую маму тонкостям ухода, питания и воспитания крохи. Супруги посещают всевозможные тренинги и консультации, им рассказывают о новых обязанностях и пре­дупреждают о том, что будет в случае их ненадлежащего исполнения.
Новорожденный и его родители переходят под патронат так называемых семейных шефов, которые пристально следят за тем, чтобы жизни и здоровью малыша ничто не угрожало. Ну а если, несмотря на все принятые меры, обнаруживаются факты жестокого обращения с детьми, их немедленно передают на воспитание в замещающие семьи.
Реммель-Фасбендер Рут отметила, что в Германии за последние 20 лет количество случаев жестокого обращения с детьми снизилось вдвое. При этом все больше становится людей, готовых взять в свои семьи социальных сирот – и число детей, находящихся под опекой, практически утроилось.

Не нарушить привязанность
Доктор психологических наук профессор МГУ Татьяна Шульга отметила, что в России в последние годы взят курс на семейное воспитание детей-сирот. Причем условия пребывания в детском доме или интернате теперь должны быть максимально приближены к домашним, в группах может быть не более восьми воспитанников, а жилые помещения необходимо оформлять по квартирному типу.
Все это очень важно для социальной адаптации сирот. По словам Татьяны Ивановны, если ребенок проживает в казенном доме больше полугода, в воспитательной группе свыше 12 детей, а также если несовершеннолетнего часто переводят из одного учреждения в другое, возникает так называемое нарушение привязанности. Маленький человек растет этаким волком-одиночкой, и во взрослой жизни ему будет очень сложно, а порой и невозможно выстроить правильную модель семейных взаимоотношений. Мы часто становимся свидетелями того, как выросшие выпускники интернатов оставляют своих детей на попечении государства.
Ежегодно в России около 56 тысяч родителей лишают их прав, и более 70 тысяч детей становятся социальными сиротами. Да, некоторые мамы и папы впоследствии исправляются и восстанавливают родительские права, но цифры несопоставимы: лишь 3000–3400 детей ежегодно возвращаются в кровные семьи.
При этом всплеск, вызванный усилением материальной поддержки замещающих семей, уже проходит. Более того, увеличилось число малышей, которых опекуны и приемные родители, не справившись со своими обязанностями, возвращают в детские дома и интернаты.
Да и берут в замещающие семьи у нас, как правило, маленьких ребятишек. Те же, кому уже исполнилось 10 лет, дети с ограниченными возможностями здоровья, а также братишки и сестренки из многодетных семей, которых нельзя разлучать, обретают новых родителей крайне редко.
Вывод один – надо стараться сохранять для детей родные семьи, выявляя и искореняя неблагополучие на самых ранних этапах, и в этом нам может быть полезен опыт социальной работы, накопленный за рубежом.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему