Общество

09:00, 22 января 2016

Сотворение нового учителя

 Татьяна МОТОРИНА

Масштабный эксперимент завершился в Тульском государственном педагогическом университете имени Л. Н. Толстого. По заказу Минобрнауки преподаватели попробовали с небольшим числом студентов и в ограниченные сроки осовременить все педагогическое образование.

Как определить, хорош учитель или плох? «Померить» его профессиональным стандартом. А там чего только нет! Согласно документу, педагог должен быть методически грамотным, уметь правильно оценить детей, организовать любую внеурочную деятельность. Этот суперучитель в совершенстве владеет компьютером, не на дому, а в классе учит детей с ограниченными возможностями и показывает подросткам, как извлечь пользу из «зависания» в соцсетях. «А летать мы еще не должны?» – язвят некоторые представители профессии по поводу стандарта. И вот именно такого педагога взялись подготовить в ТГПУ.  
Но и это еще не все. Представьте: вы – профессиональный переводчик. У вас появилось желание пойти в школу, научить там всех иностранному языку. Вы отправляетесь в вуз, проводите там не четыре года, а, скажем, полтора, получаете диплом и идете работать. Создать систему такой подготовки – еще одна задача, стоявшая перед участниками.
Эксперимент на базе вуза длился три семестра. Поучаствовать согласились свыше 200 студентов непедагогических специальностей из ТГПУ, Орловского и Калужского государственных университетов. Сейчас эта учеба позади. Каковы результаты? Сам вуз, похоже, оценивает их положительно.
Участница проекта, завкафедрой правовых дисциплин факультета истории и права, кандидат педагогических наук Елена Белянкова комментирует:
– Окончательные итоги подведет Министерство образования и науки РФ, но какое бы заключение оно ни дало, на уровне вуза можно использовать полученные наработки в дополнительном образовании. Возможно, уже в январе – феврале будет официально оформлена новая программа.
Оценку самих педагогов однозначной не назовешь. Светлана Митрохина, заведующая кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования факультета искусств, социальных и гуманитарных наук, доктор педагогических наук, говорит:
– Очевидно, что внедрять эту систему в рамках целого вуза, нашего или любого другого, будет довольно сложно. Потребуется ввести новые дисциплины, тщательно составить расписание, чтобы два или даже три педагога проводили так называемые бинарные занятия… Есть много и других, более мелких трудностей. У нас было 200 студентов и три семестра – и даже в этом случае было не так просто все организовать.
И все-таки они организовали. По-новому – не так, как обычно.
– Бинарное занятие – вещь весьма логичная, – утверждает заведующая кафедрой истории и археологии факультета истории и права, кандидат педагогических наук Ирина Щуринова. – Ведь учитель в школе не говорит: так, вот это у меня «из педагогики», а это «из психологии», для него все объединяется в один процесс.
Организация занятий изменилась и более глобально – она строилась по модулям. Объединили несколько предметов в один модуль, изучили, сдали зачет. Причем, как говорят преподаватели, многие вещи разбирались прямо в школе, во время практики. Ее, кстати, было столько же, сколько у студентов педагогических специальностей.
И еще они придумали новые дисциплины: этика в образовании и воспитании, педагогическая физиология (как физическое развитие и рост ребенка влияют на его учебный процесс), электронный документооборот, информационная безопасность (те самые соцсети).
«У эксперимента были жесткие рамки, но, несмотря на это, нам было по-настоящему интересно работать», – признаются преподаватели ТГПУ. Может ли быть неинтересным творить нового педагога?

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему