Общество

17:25, 19 октября 2021

Спасительница душ лохматых

Если в любом другом веткабинете вас встретит милый ветеринар, или стенд со снимками спасенных собачек, или стеллажи со вкусняшками, то здесь посетителей привечает и провожает кот Тишка.

Народный и заслуженный артист

Его место – прямо на прилавке. Он дает себя погладит, сразу начинает «разговаривать» с клиентом, и, если продавец отлучился в подсобку, дает знать, чтобы тот поторопился. Но и это еще не все! По желанию посетителя Тишка может стать артистом и выполнить несколько кошачьих трюков: позвать «маму» и станцевать вприсядку. 

IMG_9537.JPG

Многие клиенты, глядя на Тишку, думают, что он раньше выступал в цирке, а потом вышел в тираж и приземлился в веткабинете. На самом деле во всей этой истории верно лишь одно – приземлился. Потому что семь лет назад Тишка упал с пятого этажа.

– Врывается женщина, кричит: «Помогите!» и держит в руках перепуганного кота: клык выбит, глаз заплыл, изо рта течет кровь, – рассказывает хозяйка веткабинета Ирина Морозова, вспоминая как познакомилась с будущим артистом. – Как оказалось, он сильно ушибся, сердобольная тулячка его подобрала, но домой забрать не могла, потому что там уже шесть кошек. Я взялась помочь коту, развесила по городу объявления, мол, нашелся потеряшка-британец, но хозяин не отозвался. А кот дней десять ничего не ел, на ноги встал месяца через два, но мы с ним договоролись, что я его обязательно спасу, а он меня будет терпеть, пока я ему делаю уколы. 

IMG_9688.JPG

Ну а когда Тишка выздоровел, я разглядела в нем артиста: обратила внимание на его активность, на то, что любит и не боится людей, хочет всегда быть на виду, – и вспомнила свою цирковую молодость.

Чемпионка, спортсменка и почти дрессировщица

Ирина Морозова окончила Московскую государственную академию ветеринарной медицины имени Скрябина и вот уже много лет она работает ветеринаром. Родители когда-то совсем не приветствовали ее неуемную любовь к животным. Даже ругали, когда девчонка тащила в дом брошенных котят или хромых и бескрылых пташек. А когда поняли, что доводы бессильны, просто махнули на дочку рукой.

Между тем детское увлечение постепенно обретало отчетливые формы. Со второго класса она начала копить деньги на овчарку, а в двенадцать лет записалась в областное Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, где со всей девчоночьей серьезностью занялась военизированным многоборьем. Результат был ошеломляющим! Летом 1977 года Ирина Морозова завоевала звание чемпионки РСФСР по упражнению «Задержание нарушителя» в летнем многоборье со служебными собаками, набрав 50 очков из 50 возможных! Диплом ДОСААФ ей тогда подписал сам маршал авиации Покрышкин! Но где же тут цирк, спросит читатель, вспоминая про кота Тишку?

– Дело в том, что в годы юности я решила стать дрессировщиком. Потом, правда, быстро поняла, что дорога от «мечтать» до «стать» порой просто непреодолима. Чтобы иметь группу животных, ее нужно получить по наследству или же купить за круглую сумму. Но ни родственников-циркачей, ни денег на покупку тигров у меня просто не было. И все-таки моя мечта сбылась – мне удалось поработать в цирке, став ассистентом дрессировщика. Я помогала ученику Дурова – Михаилу Терентьевичу Симонову, который работал на арене с медведями, верблюдами, лошадью, осликом, бараном, собачками и обезьянами. Вот тогда я и узнала закулисье непростой профессии. Был случай, когда дрессировщик уронил поводок, и медвежонок, прыгавший на батуте, почуяв свободу, ринулся в зал. Ох и наделал он переполоху! А однажды от нас убежала обезьяна – забралась под купол цирка и спустилась дня через три, когда совсем оголодала. С тех пор я поняла, какая огромная ответственность лежит на людях, которые работают с животными, и как важно просчитывать наперед каждое свое действие.

…И меня признал вожаком стаи

– Тишка – не первый «офисный» кот, который живет в веткабинете. До него здесь обретался красавец Сеня, обладавший просто несносным характером. История Сени началась с того, что его нашли девочки-студентки. Кот обогрелся и начал хозяйничать – девчонки с ним хотели поиграть, а он прыгнул на одну – и разодрал ногу так, что ее увезли на «скорой» зашивать, другая к счастью, успела увернуться. Они позвонили своей знакомой, та поймала этого разбойника и принесла мне – усыплять.

Я как на него глянула – уж очень красивый, прямо камышовый, да и здоровый – усыплять жалко! Оставила его у себя в кабинете, он тоже обвыкся, обжился, и начал показывать свой гонор. Вижу, хочет всех, кто рядом, подмять под себя, победить. Как-то прихожу с утра на работу – а он тут «натуалетил». Я его за это, конечно, отругала, сняла тапок – решила проучить. А он все понял, ужасно разозлился и тут же вцепился в босую ногу. Но не зря ж я когда-то работала в цирке! Он характер – и я характер. Отмутузили друг друга, и я победила. Нога правда скоро из 36-го стала 46 размера. Сын пришел ко мне на работу, говорит – это не дело, надо усыплять. А кот сразу понял о чем речь, вылез из-под прилавка, начал ластиться, в глаза заглядывать… Усыпить – рука не поднялась, и мы его просто выпустили на улицу. А через неделю он вернулся. Сел на порог и никуда не уходит. Я удивилась – неужели смирился? И больше не будет показывать характер? А в итоге именно так и вышло. Меня он признал вожаком стаи. И если с остальными был на ты, то со мной только на вы.

Сын Ирины живет в Туле, а дочка – нашла свое счастье в Испании и бывает здесь только наездами.

– Они к животным относятся прохладно, но если найдут какое-то «горюшко», то обязательно тащат ко мне. Зато внуки точно в бабушку! Феофан учится во втором классе и всегда помогает убирать вольеры. А пятилетняя Златуська – уже вовсю работает веником. Так что на них вся надежда…

 

Ох уж эти дикие горожане

Зная о доброте Ирины Морозовой и о том, что это безотказная душа, веткабинет – всегда пристанище всех больных и обездоленных. И вот уж кого мы и не думали встретить среди котов и собак, так и это бельчонка…

– Ну, знакомьтесь, это наш Швоньдер, – выносит «сокровище» Ирина. – Такой же шустрый и хитрый, как знаменитый булгаковский герой! 

IMG_9605.JPG

Попал он ко мне совершенно случайно: принес добрый человек, который работает в зооуголке, что в Тульском центральном парке. А началось все с того, что некое семейство пошло прогуляться и увидело белку с бельчонком: а у белок это заведено – менять гнездо, переносить детенышей, так они спасаются от хищников и паразитов. Белочка сама – совсем махонькая, а она еще и груз несет, скачет по веткам, по тропинкам – и тут навстречу – дикие горожане: увидели, понеслись за ней вприпрыжку, вместо того, чтобы замереть и полюбоваться на чудо природы! Белка детеныша уронила, вернуться за ним уже не может – видит: от людей исходит опасность. А они давай с ним фотографироваться! Со слепым бельчонком – делать селфи! А когда наигрались и пришли в себя – смотрят, а белки рядом нет. Пришло семейство в зооуголок, да только там белок не выхаживают! Косуль – разводят, уток – да… И тогда сотрудник зооуголка, узнав историю беспомощного бельчонка, забрал его и принес мне… А белки растут только в тепле! И этот рос рядом с чайником: укутывала обоих в одно полотенце. А был еще один случай – тоже с бельчонком. Его нашла пожилая пара. Охали-ахали ­– что с ним делать? А что надо делать с малыми детками? Согреть, накормить, приютить, приласкать. А эти поохали и положили под куст – думали, белка найдет и заберет. Да только бельчонок – не щенок, без тепла ему никак не выжить. Утром пришли те люди в парк, заглянули под кустик, где оставили бельчонка, там и нашли его – умирающего. Принесли мне, но уже поздно…

Птеродактиль Гоша, он же крокодил

Часто приносят Ирине Морозовой и всевозможных птиц.

– В 2008 году моя сестра работала художником на кладбище, и как-то звонит:

– Ириш, я тут птенчика нашла!

– Ну, сажай его в карман и вези мне.

– Нет, в карман он не поместится. Это крокодил!

Короче, оказалось, что это птенец ворона. Размером – с крупного грача, только с коротким хвостом. Рот открывает – вылитый птеродактиль! Назвали его Гошей, полюбили всей семьей, и жил он у меня в доме. Очень любил есть кашу, булку с маслом, яйцо, мойву. А когда вырос ­– начал проказничать. Только я соберусь гулять с собаками – а у меня целая стайка маленьких пород – Гоша тут как тут: хватает за ухо и тянет обратно за дверь. Уж очень порядок любил! Приходилось закрывать его в собачий вольер – он, конечно, сильно обижался. И однажды в отместку украл связку моих ключей. А там их было видимо-невидимо – от всего! И других нет! Гоша махнул через забор, приземлился у соседей – сидит, гремит, смотрит, куда бы теперь запрятать. Я зову, прошу вернуться. Он, естественно, ни в какую. Тут мне пришлось на крышу залезть: надо же понять, что будет с ключами? Может, уронит, может, унесет? Так и вышло – выбрал Гоша дерево, что повыше, и полетел в его сторону. А на улице уже вечер! Хорошо, что это совсем близко! Вижу, идет по дороге мой сын. Я ему объясняю ситуацию, и мы уже вдвоем ждем, куда Гоша запрячет добычу. А тот сделал свое дело и спокойно полетел домой. К огромному счастью, связка ключей тогда висела на брелоке. И это была красная черепаха, и она виднелась среди листвы. Сын вынес пневматическое ружье, стрельнул по ней пару раз, и ключи упали на землю… А Гоша – уже на следующее утро – снова полетел к высокому дереву, проверить – цело ли его добро…

Со шприцом на гусениц

Ирина Морозова давно уже сбилась со счета, вспоминая своих питомцев. Кого у нее только ни было! Хомяки, собаки, фазаны, кошки, дроздов приносили, лугового конька, соек, сычика, сорок…

– Два годна назад у меня был 71 стриж. Сама я не нашла ни одной птицы. Всех тащили знакомые и незакомцы. Из Воронежа, Москвы, Калуги, и, естественно, из Тульской области. Я удивляюсь москвичам – ну у вас-то масса ветеринаров? Да видно в столице не до стрижей… Трудно ли с ними? Да нет, не особенно. Только лета у меня нет, потому что я все лето сними. Я их собираю в специальную коробку, ставлю в машину и еду в поле – вывожу, чтобы покормить. А потом приходит пора прощания. Стрижи начинают махать крыльями, перед отлетом перестают есть, сильно худеют – и за это время превращаются из птенцов во взрослых птиц, готовых к дальнему перелету. Оставить птенцов на зиму невозможно: чтобы жить, они должны летать, иначе нарушается обмен веществ и стриж просто погибает.

…А года четыре назад какой-то мальчишка принес двух птенцов, совсем маленьких, еще не оперившихся, голеньких, слепых, сантиметра по полтора. Положил на прилавок сто рублей. Говорит, пожалуйста, спасите! А что за птица? Понятия не имею. И чем их кормить, чтобы выжили, тоже не ясно: то ли они плотоядные, то ли нет. Начала я размышлять: если клюв толстенький, значит, нужно зерно, а если тоненький, то нужны насекомые. Тут смотрю – клювики нежные, думаю, значит второе. Но как же я буду ловить им мошек? К счастью, умные люди подсказали, что можно покупать насекомых на рынке. Только вот всякие таракашки и букашки – слишком жесткие для этих птенцов. Пришлось опять что-то выдумывать – на дворе стояла весна, нашла я на яблоне молодые побеги, развернула листочки, а там в паутинке – нежные гусенички. Я собирала их шприцем для инсулина, а потом кормила птенцов. Тут мне на помощь пришла подруга, так что с кормежкой проблем не было. А птицы растут быстро! Через неделю открылись глазки, постепенно пробились перышки. И, наконец, показалась порода – мухоловки!..

Позвала меня в даль светлую…

Ну а летом прошлого года Ирине Морозовой привезли ласточку.

– Выходила ее, повезла на речку. Там ее родные ласточки летают, и она полетела вместе с ними! Счастье-то какое, приняли пташку! А она полетала и вернулась обратно. Села мне на голову и все тут. Три раза я с ней выезжала – она полетает – и опять обратно. Во дворе у дома начала выпускать – весь день летает и снова возвращается. А ведь скоро зима! На юг пора!

А однажды утром кружится надо мной – думаю, может, голодная? Нет, есть не хочет. Может, пить? Тоже не хочет. А может пришло время улетать? Села она ко мне на ладонь. Я ей говорю: «Ну, что? В дорогу?» Подкинула ее, она взвилась под самое небо, а потом спускается ко мне: «Чив!», круг дает и опять «Чив!».

Минут двадцать это продолжалась: круги все шире, полет все выше, а она опять возвращается ко мне. А ведь ласточка стайная птица, ей нужно с кем-то лететь! И она зовет с собой – меня! Смотрю на нее, а у самой слезы – нет у меня крыльев!

Улетела моя ласточка, но я уверена, что все у нее будет хорошо, питается сама, девочка самостоятельная… А я всплакнула – и опять за работу.

IMG_9572.JPG


Людмила ИВАНОВА

Елена КУЗНЕЦОВА ( фото)



0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Колодец Голубевых

06 октября, 15:34

Стрелок Михайлиди

06 октября, 09:02