Общество

14:53, 16 марта 2017

Спецназ повышенной лохматости

Тщетно пытались тульские журналисты разыскать на лужайке противопехотные мины. Не помогли ни мужская смекалка, ни женская интуиция. А два лабрадора с этим заданием справились меньше чем за минуту, найдя замаскированные муляжи с оставленным в них учебным реквизитом – тротилом и гексогеном.

 Людмила ИВАНОВА
 Маргарита Римар

Так же непринужденно еще один пес обходит дюжину всевозможных сумок – мужских и женских, спортивных и хозяйственных, деловито обнюхивает и по очереди садится у двух из них. И в первой, и во второй спрятана взрывчатка, и молоденький спаниель обозначает опасные места.
Через несколько минут задание меняется – нужно обследовать легковой автомобиль. На этот раз кидается на поиски немецкая овчарка и за считаные секунды находит тротил под задним крылом припаркованной машины.
А двое «преступников» уже пытаются удрать с территории режимного объекта, спрятавшись в машинах, которые привезли в исправительную колонию продукты и лекарства. Впрочем, и тут «отъ­явленные злодеи» терпят фиаско. Обежав три машины, поданные для досмотра, собака подает хозяину сигнал, и тот задерживает транспорт, чтобы обезвредить злоумышленников.

Собака – оружие грозное
Одним из тех, кому приходится исполнить роль нарушителя закона, становится слушатель учебной группы Алексей Паневин из Владимирской области. Вместе с коллегами из 28 регионов страны он обучается на базе межрегио­нального учебного центра УФСИН России по Тульской области, где с недавнего времени готовят кинологов для многочисленных колоний и следственных изоляторов.
На бравом курсанте – специальный костюм немыслимых размеров, который позволяет обучать животных захвату и удержанию, спасая кинолога от неминуемых травм.
– Собака – оружие грозное. Поверьте, я испытал на своих руках и ногах, как это больно, когда прокусывают одежду и пытаются оторвать кусок плоти. Если нападение неожиданно, если укус приходится на живот или бедро, где кожа нежнее, чем где бы то ни было, человек получает сильнейший болевой шок, – рассказывает парень. – И сопротивляться обученной собаке просто невозможно.
Кстати, тренировка в дрессировочном костюме – это промежуточный этап специальных занятий. В начале обучения, воспитывая смелость, злобу и недоверие к чужим, собак дразнят обычной тряпкой, затем используют специальные рукава, а к концу обучения инструктор надевает скрытую защиту под гражданскую одежду. На самом последнем этапе в руках «педагога» появляется дубинка – но это уже в тот момент, когда у четвероногого сформирован стойкий навык на атаку. Говорят, что в азарте задержания пес не почувствует боли от ударов. Да и в полную силу бить его не будут: все-таки практика – это не реальное задержание. Поэтому лохматого помощника воспитывают так, чтобы он бесстрашно вступал в схватку с преступником. А до настоящей борьбы может и не дойти, ведь даже самые опасные злодеи – это обычные люди, которые ужас как боятся собачьих зубов.
Будто в подтверждение этих слов овчарка скалит страшную пасть, но уже через секунду дружелюбно виляет хвостом, смотрит на хозяина преданным взглядом и подставляет лобастую голову под его ладонь.

Все начинается с мячика
Вместе с выносливостью и силой нюх собаки – серьезное оружие против нарушителей закона. Чтобы найти фигуранта, достаточно любой вещи с его запахом. Ищейка «считает» его и с одежды, и с детской игрушки, и с сумочки, и с расчески. При этом у каждой служебной собаки – своя специализация. И если одни ищут разбойников, то другие – наркотики или боеприпасы.
Но как же заставить собаку бросаться в погоню или на минное поле? Оказывается – никак.
– Заставить невозможно. А вот заинтересовать – другое дело, – поглаживая четвероногую Жаклин, которая недавно нашла гексоген, говорит кинолог ­Сергей Почтаев, приехавший в тульский учебный центр из города Сыктывкар Республики Коми. – Юная собака ничем не отличается от ребенка, то есть любит вкусняшки и игрушки. Эти пристрастия и учитываются при воспитании хвостатых помощников. Моя Жаклин сначала искала любимый мячик, а потом на основе закрепленного навыка стала находить взрывчатку. Ну а игрушку получает в качестве поощрения за выполненное задание.
Кинолог подкидывает красный мячик, и серьезная собака тут же кидается за ним с щенячьим восторгом.

Новое
и уже успешное
Сегодня в учебном центре управления исполнения наказаний тренируются лабрадоры, немецкие овчарки и русские спаниели – то есть те породы, которые, как никакие другие, подходят для розыска и задержания. Темперамент одних позволяет сразу же броситься в погоню, темперамент других – сделать работу предельно аккуратно, не навредив себе и хозяину. А вот добрейшие далматины совсем не служаки. Не берут в собачий спецназ и красавиц лаек, которые настолько свободолюбивы, что, не послушав инструктора, могут запросто подняться и уйти…
– Если собаки-охранники были в системе исполнения наказаний с незапамятных времен, то те, что разыскивают взрывчатку, появились совсем недавно, – рассказывает руководитель пресс-службы УФСИН России по Тульской области Маргарита Римар. – Это своеобразный ответ на угрозы современного мира. Несмотря на то что исправительные колонии – закрытые объекты, связь с внешним миром там не прекращается: в зону везут мебель и продукты, станки и строительные материалы, оттуда вывозят производимую продукцию. Кроме того, приезжают родственники. Поэтому досмотры – это веление времени.
…Новое направление по подготовке кинологов для учреждений УИС действует в межрегио­нальном учебном центре с января текущего года. Руководит работой начальник учреждения Алексей Корпусов.
– Требования, предъявляемые к преподавательскому составу, очень высокие, – пояснил начальник УФСИН России по Тульской области Юрий Краснов. – Отбором кандидатов занимается непосредственно отдел по руководству образовательными учреждениями Федеральной службы исполнения наказания России. Ну а в кинологи приходят люди не просто с любовью к животным, но и с безграничным терпением. Кинолог и собака – это одна команда. Они идут бок о бок и обязаны понимать друг друга с полувзгляда.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий