Общество

09:00, 21 марта 2014

Сплав патриотичности, интеллекта и порядочности

 Ольга ЛАНИНА
 Елена КУЗНЕЦОВА и из семейного архива

– Я не знаю, как это по-русски, а по-украински будет «дотычная», – сказал робкий абитуриент.
– Ты говори, сынок, я переведу, – пришел ему на помощь преподаватель.    
     На вступительном собеседовании в Тульский механический институт спрашивали о «касательной к окружности». Экзаменовали тогда еще никому не известного юношу. Спустя много лет он станет Героем России, генеральным директором – генеральным конструктором ОАО «НПО «СПЛАВ», доктором технических наук, профессором и академиком РАРАН.
     Речь идет о Николае Александровиче Макаровце. Накануне 75-летнего юбилея он встретился с журналистами тульских СМИ и поделился мыслями о времени и о себе.

Ключик к лучшей жизни
Молодой человек замешкался с ответом, потому что изучал математику на украинском языке. Он родился и вырос в городе Кролевец Сумской области тогда еще союзной республики. Школу окончил с медалью, поэтому вместо вступительных экзаменов проходил только собеседование. И выдержал его успешно, хотя конкурс в технические вузы в середине прошлого столетия превышал 14 человек на место.
– Мы – дети войны – выходили из бедности, – начал свой рассказ Николай Александрович. – Что дочь секретаря райкома партии, что дети председателя райисполкома или простого рабочего... Все мы были одинаковы, ели примерно одно и то же. И были «заточены» на учебу, потому что понимали: путь в лучшую жизнь лежит через знания.
Видевший оккупантов в своем доме, возвращение отца с войны, он тоже мечтал стать военным. Мечтал быть подводником. Но в силу обстоятельств поступил в Тульский механический институт, который готовил разработчиков военной техники. Спустя годы Макаровец все же попадет на подводную лодку, но уже как член Государственной комиссии на испытания межконтинентальных баллистических ракет…
А пока бурлила веселая студенческая юность: учеба на повышенную стипендию, две поездки в Казахстан, на уборку урожая в холодное лето 1958 года, когда налитые колосья пшеницы вдруг засыпало снегом, и первая в жизни медаль «За освоение целинных земель»…
Диплом по специальности «Двигатели летательных аппаратов» выпускник Макаровец защитил на отлично. А потом отправился в Алтайский край, в далекий город Бийск.

Твердотопливная премия
Алтайский научно-исследова­тельский институт химических технологий (теперь он называется Федеральный научно-производственный центр «Алтай»), как большинство ведущих предприятий того времени, работал на оборонку. Поэтому со всей страны после окончания вузов сюда направлялся цвет технической молодежи. В 1962 году в АНИИХТ приехал и Николай Александрович.
– В то время, – вспоминает Макаровец, – страна поставила задачу создать научный комплекс по разработке топлив, зарядов, технологий для выпуска межконтинентальных баллистических ракет. Сказать, что мы работали круглосуточно, значит почти ничего не сказать. Страстность молодости сочеталась в нас с научной дерзостью. Это приносило зримые плоды…
Дело в том, что до этого баллистические ракеты существовали на жидком топливе, взрывоопасном, способном испаряться и очень вредном для экипажей подводных лодок, на которых они были установлены. Советские ученые первыми в мире создали «начинку» на твердой основе.  
Весомый вклад в разработку зарядов твердого топлива к двигателям межконтинентальных баллистических ракет внес и Николай Александрович. Еще одним его научным достижением стала разработка методов расчета внутрибаллистических характеристик ракетного двигателя. За эти успехи в науке ему была присуждена Ленинская премия в 1984 году.
Двадцать с лишним лет посвятил Макаровец институту АНИИХТ, где он поднялся до должности заместителя генерального директора, защитил кандидатскую диссертацию и... встретил любовь всей жизни. Об этом, как считает Николай Александрович, можно написать отдельную историю.

География
с любовью пополам
Виктория после окончания вуза была направлена в тот же институт в качестве инженера-химика. Она разрабатывала состав твердого топлива. А с молодым сотрудником, подающим большие надежды, столкнулась случайно. Причем незадолго до отъезда домой. Серьезно заболел отец, и медлить было нельзя. Но искра влюбленности у юной пары уже успела вспыхнуть.    
Потом началась долгая переписка и короткие свидания на вокзалах города их встреч – Новосибирска. Вика приезжала сюда из родного Красноярска, а Николай Александрович прилетал из Бийска по дороге на очередной испытательный полигон. В 1966 году они поженились и уже почти полвека не расстаются.  
– Хотя первый доллар за научную статью принесла в дом Виктория Ивановна, как ученый-химик она не состоялась. И в этом «виноват» только я, – шутливо сетует Николай Александрович. – Она полностью посвятила себя семье, воспитанию дочери, а потом и внуков.
Долгая и счастливая совместная жизнь семьи Макаровцов основана на духовной близости этих людей, общности их интересов. Виктория Ивановна разделяет и досуг супруга. При всей занятости Николай Александрович – заядлый автомобилист-путешественник. Он и сейчас может сесть за руль машины и отправиться за 400 с лишним километров на малую Родину.
А первый автопробег по стране совершил с женой на стареньком «москвиче», приобретенном по случаю у друзей. Сначала машину перегнали из столицы в Кролевец, а потом с Украины решили доехать до самого Бийска.
– В путь отправились четыре молодых «нахала», – вспоминает Николай Александрович. –  В салоне «авто» путешествовали мы с женой и друг с супругой. Расстояние в десять с половиной тысяч километров команда решила преодолеть с одной запасной частью в виде автомобильной свечи и с «жидкой валютой» в виде ящика водки «Столичная». Маршрут пролегал через Баку, Красноводск, горный массив Эльбруса, Ашхабад и Таджикистан. Это были двадцать дней незабываемых приключений...

Не мог сказать,
что нет зарплаты
Но совсем не приключением, а судьбоносной страницей в жизни Макаровца стал переезд в 1985 году в Тулу. После Бийска ему предлагали несколько городов на выбор, но Николай Александрович остановился на месте, где начинал путь ракетчика.
Тогдашнее сообщество директоров оборонных предприятий встретило его настороженно. Говорили, что молодой да ранний. Но вскоре признали в нем специалиста высокого класса и прозорливого руководителя. Тем более что директоров времен перестройки объединили общие трудности.
– Когда я познакомился со «СПЛАВом», сразу понял, что это предприятие с мощным заделом и огромным потенциалом. Я благодарен своим предшественникам – директору Владимиру Николаевичу Рогожину, главному конструктору Александру Никитовичу Ганичеву и Геннадию Алексеевичу Денежкину, который и сейчас в качестве моего первого заместителя вносит неоценимый вклад в научные разработки «СПЛАВа», –  за создание уникальной реактивной системы залпового огня «Град», –  рассказывает Макаровец.
Опираясь на этот опыт, коллектив смог двигаться дальше в создании современного вооружения. Например, к РСЗО третьего поколения «Смерч», которой  по дальности и маневренности не оказалось равных в мире.   
Но начало директорства Николая Александровича совпало с резким сокращением гособоронзаказа, а значит, и стабильных доходов предприятия. По прошествии времени, вспоминая 90-е годы, он говорит, что самым сложным тогда был вопрос заработной платы. Он не мог выйти к коллективу и сказать, что денег нет. И гордится тем, что не пришлось переживать таких минут. Даже в самое тяжелое время сотрудники «СПЛАВа» получали жалованье дважды в месяц.
А для этого Николай Александрович с помощью Рособоронэкспорта и коллег постоянно участвовал в международных выставках, пропагандировал ракетную технику «СПЛАВа» и в первую очередь РСЗО «Смерч».      
– Сейчас реактивные системы залпового огня закупаются в десятках стран мира, – продолжает Николай Александрович. –  Мы вполне удовлетворены и нашими последними достижениями. Недавно, например, на вооружение Российской армии принят комплекс «Торнадо-Г». Новое изделие запущено в серийное производство. Также завершены серьезные разработки по авиационным ракетам калибра 80 миллиметров.

«Ангел» поездов
и самолетов
 С началом конверсии в стране коллектив «СПЛАВа» занялся гражданским направлением. За работы в этой области в 1993 году Макаровцу была присуждена Государственная премия РФ. Николай Александрович не перестает повторять и сейчас, что нужно увеличивать долю на­укоемкой гражданской продукции в общем объеме производства. В подтверждение своих слов на встрече с журналистами он попросил продемонстрировать уникальный медицинский прибор «Симона», который войдет в новый  комплекс робота-медсестры «Ангел».
Оборудование для тактильной медицины создано совместно с учеными Московского государственного университета и планируется к запуску в «серию» уже в 2016 году.
– При острой нехватке медсестер роботизированные комплексы можно будет использовать как в реанимационных отделениях городских стационаров, так и в сельских фельдшерско-акушерских пунктах, – считает Николай Александрович. – Незаменимыми они станут в поездах и даже на самолетах.    
Такая установка может оценить состояние больного, при необходимости  «сделать» укол и оперативно передать данные о самочувствии в другое медицинское учреждение для дальнейшего оказания помощи.
В продолжение темы Макаровец рассказал и о системах охлаждения воздуха, которые уже внедрены на московском метрополитене, и о не менее важных системах охлаждения для ферм и птичников юга России.

Аванс молодежи
Проекты Макаровца – не абстрактная фантазия. Каждый из них опирается на твердую почву, потому что будущих специалистов для предприятия готовит он сам. Не в одиночку, конечно. Николай Александрович возглавляет базовую кафедру  Тульского государственного университета – «Ракетное вооружение». У него находится время для частых встреч со студентами и даже для споров о профессии. А под новые научные направления на «СПЛАВе» набирают соответствующие кадры. Частенько ими становятся выпускники кафедры Макаровца.
– Правда, если не успеют к тому времени уйти из профессии, – уточняет  Николай Александрович. – А то бывает, что вполне способного студента встречаешь потом в каком-нибудь торговом центре, и он глаза стесняется поднять. Молодым людям сегодняшнего поколения нужно все и сразу. Я, например, начинал с оклада в 110 рублей, а ведь моя повышенная стипендия в институте достигала 130. И ничего, пережил это время…
Макаровец видит в студентах будущее оборонной отрасли, считает своим долгом передать им все, что знает сам, и искренне верит, что они превзойдут его.
Но это относится не только к тульской молодежи. За десятилетия разлуки с Украиной Николай Александрович не разлюбил малую родину. Он остро чувствует ответственность перед детьми, которые сейчас живут и учатся в Кролевце. Макаровец взял шефство над районной станцией юных техников. Здесь дети занимаются радиоделом и самолетостроением, участвуют в международных соревнованиях и завоевывают призовые места.
– Я отдаю свой долг тем ребятам, которые хотят заниматься развитием техники, – говорит Николай Александрович.
Коллеги считают, что Макаровец –  это сплав патриотичности, интеллекта и порядочности. Вполне понятно почему…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий