Общество

18:47, 08 октября 2013

Спрос рождает предложение

Очередная акция «Доступный круговорот» инициативной группы проекта «МОГУ!» (мир открытых границ и успеха) пришлась на теплый осенний день. В этот раз улицы и дворы областного центра инспектировали люди, представляющие три социальные группы: инвалид-колясочник, молодая мама с детской коляской и велосипедист.

Название родилось неспроста: маршрут составили так, что он начинался и заканчивался в одной точке. Перед участниками стояла задача – оценить удобство тротуаров, пешеходных переходов, а также объектов торговли и бытового обслуживания. Да и центр Тулы для прогулки был выбран тоже не случайно: предыдущая акция, состоявшаяся в конце июля, проходила не по самой оживленной Староникитской улице.
«Вперед, росомахи!» – сказал Артем Муницын, который специально приехал из Донского на социальном такси, махнул рукой – и волонтер Таня покатила его коляску по улице Демонстрации. Следом пришел в движение четырехколесный транспорт маленькой Даши под управлением ее мамы Елены, а Дмитрий начал крутить педали велосипеда.
Ему, кстати, пришлось проще всех – железный конь с легкостью преодолевал препятствия в виде высоких бордюров, ям и рытвин, незакрытых ливневых желобов. Но, по словам велосипедиста, для любителей экстрима есть специальные площадки с искусственными горками и ухабами, а в городе хотелось бы передвигаться спокойно, а не скакать через каждые 10–20 метров.
– Есть и другая проблема, – заметил парень. – У нас очень мало торговых точек, оборудованных специальными парковками. Пристегивать велосипед к забору или перилам не всегда удобно, а зачастую и их нет поблизости. Приходится тащить «коня» в магазин, мешать людям.
Действительно, на всем маршруте были замечены только две велопарковки…
У мамочек проблем не меньше, чем у любителей двухколесного транспорта. Хозяйке нужно и продуктов купить, и в аптеку попасть, и в детский магазин зайти. При этом коляску не оставишь на улице – могут ведь и украсть. Да и брать ребенка на руки не всегда удобно – малыш может спать.
– Особенно тяжко мне приходилось, когда Даша была маленькой и я возила ее в большой коляске-трансформере, – рассказала Лена. – Она весит килограммов 20, плюс вес ребенка. И если колесо попадало в желоб для дождевой воды или зазор на стыке асфальта с бордюром, приходилось изрядно попотеть, чтобы продолжить путь.
О том, чтобы затащить такую коляску по лестнице в супермаркет или аптеку, и речи быть не могло. А потому молодая мама тоже за пандусы. Правда, не такие, что встретились участникам акции. Железные конструкции трижды попались на пути «инспекторов» доступности городской среды. Но ни Артем на инвалидной коляске, ни Лена с Дашей воспользоваться ими не смогли. Металлические рейки расставлены либо слишком широко, либо слишком узко.
– В моем подъезде благодаря помощи одной коммерческой фирмы недавно появились такие же «рельсы», – поделился Артем. – Но их устанавливали именно под ширину моей коляски.
Впрочем, у «проверяющих» осталось немало и положительных впечатлений от прогулки. В основном потому, что тротуары на улицах Демонстрации, Халтурина, Советской и Красноармейском проспекте в хорошем состоянии. Где-то уложена плитка, где-то асфальт отлично сохранился. Хотя съезды на пешеходных переходах практически везде оставляют желать лучшего. Бордюры порой возвышаются над проезжей частью на 10–20 сантиметров, в то время как в соответствии со СНиПами их высота не должна превышать четырех. В нескольких местах прохожим приходилось поднимать Артема на коляске, чтобы забраться на тротуар, – даже по одной из центральных улиц Тулы самостоятельно парень погулять не сможет. А ведь пешеходные дорожки на Красноармейском проспекте укладывали в прошлом году, руководствуясь этими самыми СНиПами. Во время ремонтных работ и велосипедисты, и инвалиды, и просто сведущие и неравнодушные туляки писали в социальной сети «Twitter» городским чиновникам, обращали их внимание на то, что «можно уже сейчас уложить бордюры как надо, чтобы потом не переделывать». Но то ли власти не отреагировали, то ли подрядчик, как часто бывает, попался нерадивый, только съезды с тротуаров не везде доступны не то что колясочнику, а просто пожилому человеку.
Что же касается коммерческих структур – участники отметили изменения в лучшую сторону. В одном из бизнес-центров появился отличный, удобный и красивый пандус. Не менее доступный и симпатичный съезд оборудовали во вновь построенном офисном здании. Попалось на их пути и отделение банка, которое оснащено не только пандусом, но и кнопкой вызова специалиста на улице перед входом. А банкоматы и терминалы расположены снаружи на таком уровне, что воспользоваться ими может человек, сидящий в коляске. Конечно, есть и такие здания, пандусы перед входом в которые существуют, но за дверью – лестница, а значит, людей с ограниченными возможностями в таких заведениях не ждут. По мнению Артема, самые удобные и доступные те объекты, в которых хоть раз побывал человек на коляске.
– Есть такой закон рынка – спрос рождает предложение, – сказал он. – Так вот позиция инвалидов, а именно: «мы не выйдем на улицу, потому что там нет условий», ведет в никуда, потому что до тех пор, пока руководители магазинов, аптек и прочих коммерческих и некоммерческих структур не увидят, что есть люди, нуждающиеся в нормальных условиях жизни, в доступности, никто ничего делать не будет. Соответственно, нужно создавать прецедент, несмотря ни на что, преодолевать препятствия. Только когда мы сами себе скажем: «Я выйду на улицу, чтобы вы поняли, что Я есть», ситуация изменится.
Письмо о результатах этой акции Артем планирует направить в профильные областные министерства и городским чиновникам, как сделал это после первой подобной прогулки. Он надеется, что к весне, а именно на это время запланирована следующая инспекция, Тула станет доступнее.
Анна ЕРОФЕЕВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему