Общество

09:00, 13 сентября 2013

Судьба подводника Василия Горохова

Новость о том, что на Украине летом 2013 года на дне Черного моря была обнаружена советская подводная лодка «Щ-216», погибшая в далеком 1944-м, мгновенно облетела информационные ленты ряда государств. Писала об этом и наша газета – в надежде отыскать родственников двух моряков, уроженцев Тульской области, – старшего моториста Ивана Баранова из села Зайцева Ленинского района и командира отделения торпедистов Василия Горохова из деревни Гостеевки под Тулой. И вскоре благодаря помощи москвича-энтузиаста Михаила Калинина и наших коллег из издания «Крымская правда» они нашлись...

История семьи – история страны
– Старшина 1-й статьи Василий Горохов являлся родным братом моего деда Григория. В семейном архиве сохранилась его довоенная фотография. Сразу оговорюсь, что информации о нем мало, так как последним человеком, знавшим Василия Дмитриевича лично, была моя бабушка Татьяна Ивановна Горохова, умершая в 1981 году, – сообщила внучатая племянница моряка Елена Михеева, проживающая сейчас в Туле.
Со слов женщины, в семье Дмитрия и Александры Гороховых росли трое сыновей: Иван, Григорий и Василий.
О семье Ивана пока известно лишь то, что его супруга и сын в начале пятидесятых годов прошлого века проживали в Москве, где-то в районе Хамовников, но самого Ивана Дмитриевича на тот момент уже не было в живых.
– А мой дед Григорий Дмит­риевич с женой Татьяной Ивановной, сыном Евгением и дочерью Таисией находились в деревне Гостеевке вместе с родителями и братом Василием. Трудился Григорий Дмитриевич на одном из тульских заводов. В 1941-м предприятие эвакуировали на Урал, но дед на какое-то время получил разрешение остаться, поскольку на его иждивении были престарелые родители, – продолжает Елена.
В конце 1941 года немецкие войска совсем близко подошли к Туле, и однажды гитлеровцы схватили Григория Горохова и еще нескольких мужчин, заперли их в амбаре в нескольких километрах от Гостеевки. В плену им крепко досталось от фашистов… Возможно, наши земляки на тот момент воевали против врага в составе Тульского рабочего полка или партизанили, потому-то и были задержаны оккупантами. Спустя некоторое время пленников освободили наступавшие части Красной армии. Григорий Дмитриевич смог добраться до дома, но, так и не восстановившись от побоев и переохлаждения, скончался. Вскоре не стало и его родителей.
А вот Василия Дмитриевича перед началом Великой Отечественной призвали на флот.
– И домой он не вернулся... В архиве нашей семьи сохранились только три довоенных снимка: деда Григория Дмитриевича, бабушки Татьяны Ивановны и красивого молодого парня Василия Горохова. Я с детства знала, что на фото – дедушкин брат, который был подводником и погиб в годы войны. Жаль только, что на фото нет ни даты, ни какой-либо памятной надписи. Моя мама вспоминает, как бабушка с соседками как-то стояла на улице, а подошедшая поч­тальон протянула ей что-то и сказала: «Вам извещение». Бабушка прочла, закричала и потом долго плакала. Это была похоронка на Василия, – рассказывает Елена.
«Щ-216»:
победы и поражения
История советской подводной лодки «Щ-216», которая покоится на дне Черного моря на глубине 50 с лишним метров, мгновенно приковала к себе внимание десятков исследователей из России, Украины и других стран. В Интернете на многих форумах сейчас активно обсуждаются и уточняются боевые эпизоды, в которых участвовала «щука». А их было немало. Так, 20 октября 1941 года севернее Босфора наши моряки обнаружили буксир. С наступлением темноты они атаковали этот корабль из надводного положения торпедой. Но, увы, она прошла мимо… А 8 марта 42-го подводники вышли из Туапсе в Севастополь, чтобы передать важные оперативные документы штаба Черноморского флота. 10 октября «щукари» обнаружили конвой в составе транспорта и двух германских моторных тральщиков и из надводного положения произвели залп. В результате на дно отправился румынский транспорт «Карпати», на борту которого находилось свыше 3,5 тонны различного германского военного имущества, в том числе разобранные бараки и уголь. На «Карпати» погибли 4 члена экипажа. Моторные тральщики контратаковали лодку, сбросив 6 глубинных бомб, но подводники оторвались от преследователей.
А летом 43-го моряки обнаружили конвой в составе транспорта и танкера в охранении эскадренных миноносцев и сторожевых катеров. По врагу были выпущены три торпеды, которые повредили германский танкер «Фируз». Последний раз «Щ-216» выходила на связь 10 февраля 44-го. И потом – тягостная тишина. Как сообщают историки Кулагин и Морозов, причинами ее гибели могли стать скрытно выставленное немецкое противолодочное минное поле в районе мыса Тарханкут или атака глубинными бомбами.
Нужен морской музей
Сейчас на Украине историками, журналистами, музейщиками, реставраторами, дайверами и поисковиками обсуждается вопрос: что же делать дальше с найденной субмариной? Многие аквалангисты говорят, что «щука» находится в прекрасном состоянии, а значит, есть шанс поднять ее на поверхность и отреставрировать. Другое дело: кто будет финансировать дорогостоящую спецоперацию по подъему подлодки? И где ее потом устанавливать?
– В общем-то, я не против того, чтобы лодка была поднята и стала экспонатом, а экипаж захоронили на берегу. По-моему, так правильнее. А там, как говорится, что бог даст, – высказывается родственница моряка Василия Горохова Елена Михеева.
А вот известный тульский исследователь глубин Олег Золотарев, обнаруживший в разное время затонувшие российские корабли «Святой Александр» и «Ливадия», вообще предлагает создать в нашем регионе морской музей. Ведь наша земля вырастила довольно много моряков, которые героически сражались в различных уголках света. И в память о них нужно создавать экспозицию, в которую вошли бы и фотографии, и модели судов, и личные вещи матросов, и фрагменты кораблей, поднятых в разное время аквалангистами. Ну а наша газета тем временем продолжает поиск родственников второго туляка с «Щ-216» – Ивана Баранова.
Сергей МИТРОФАНОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий