Общество

18:13, 24 ноября 2015

Свет в конце туннеля

 Нелли ЧУКАНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Ежегодная акция «16 дней против насилия», проходящая под эгидой ООН, стартует 25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, а завершается 10 декабря, в Международный день защиты прав человека. В преддверии акции в областном Кризисном центре помощи женщинам состоялся круглый стол «Знай свои права», на который были приглашены тулячки, пострадавшие от жестокости близких.

Научат и помогут
За три года в центре те или иные виды помощи – юридической, психологической, материальной, социально-бытовой – получили около четырех тысяч человек. Нередко бывает так, что сотрудникам кризисного центра приходится срочно выезжать на место происшествия и становиться на защиту женщин и детей, жизни и здоровью которых угрожает опасность.
Здесь активно работают с совсем юными мамами, помогая им выбраться из сложной ситуации – оформить документы и все полагающиеся выплаты. А некоторых и в роддом отвозят, и забирают оттуда с младенцами, снабдив необходимым «приданым»: от подгузников и распашонок до кроватки и коляски. Персонал центра и пеленать новорожденного научит, и кашку малышу сварить. Ведь больше девчонкам, выросшим в интернатах или неблагополучных семьях – а несовершеннолетние мамы, как правило, выходцы из такой среды, – опереться не на кого.
А еще здесь помогают женщинам, решившим отказаться от новорожденных. И не только беседами с психологом, но и материально. Как правило, роженицы, не планировавшие забирать своих малышей домой, ссылаются на материальные трудности, на то, что у них нет средств даже на приобретение самого необходимого для младенца. В центре таким мамам также выдают кроватки и коляски, одежду и средства гигиены для малыша. Эти предметы закупаются за счет благотворителей, а еще родители, дети которых выросли, приносят в центр добротные вещи, способные послужить другим людям.
Так или иначе, но в 2014 году из 25 рожениц, планировавших оставить младенцев в роддомах нашего региона, 13 забрали новорожденных домой, в 2015-м – из 42 женщин от рокового шага удалось уберечь половину. Надо отметить, что всех малышей, от которых матери все же отказались, тут же усыновили.

Эта безумная любовь…
От историй, рассказанных участницами круглого стола, мороз продирает по коже.
…У Анны из Дубенского района четверо детей в возрасте от одного до девяти лет. Старшую дочь, рожденную в другом браке, супруг женщины возненавидел с первого взгляда. Причина проста – ревность к прошлому любимой. В течение нескольких лет муж Анны избивал малышку, а в последний раз проделал это с такой жестокостью, что вся спина у ребенка была черной от кровоподтеков. От пережитого потрясения девочка перестала говорить, но врачи судмед­экспертизы не обнаружили повреждений, опасных для здоровья малышки, и изувер остался на свободе.
По словам Анны, и ее муж избивал неоднократно, даже беременную. Все терпела, все прощала. Говорит, что любила безумно. Она ушла от мужа весной, а пару недель назад оформила развод. Знакомые помогают ей оплачивать съемную квартиру, но она продолжает получать от бывшего супруга угрозы. В кризисный центр женщина обратилась за помощью не только как жертва насилия, но и за содействием в оформлении выплат, полагающихся ей как многодетной матери.
…Светлана пришла за поддержкой после того, как муж облил ее и младшую дочь спиртом и угрожал сжечь вместе с домом.
– Раньше просто бил, и я все терпела ради детей, – сокрушается пострадавшая. – Двадцать лет вместе прожили! Я ушла на квартиру, предоставленную кризисным центром, но муж звонит, называет милой, родной, плачет и умоляет вернуться. Хотя бы до того времени, пока мы с детьми получим российское гражданство. Супруг его оформил первым, когда приехал в Тулу из Узбекистана по программе переселения сооте­чественников, а мы еще не успели. Даже свой дом обещает на меня переписать, лишь бы вернулась. Вот я и думаю: может, рискнуть ради будущего детей?..

Детектив про нелюбовь
…История Кати могла бы стать сюжетом и для детектива, и для мыльной оперы. Родилась она в многодетной семье, в которой было шесть братьев и единственная девочка. Мать беспробудно пила, но в середине девяностых ей выделили пятикомнатную квартиру. Не успев расписаться за ордер, пьяница очутилась в следственном изоляторе – ее вроде бы заподозрили в разбойном нападении. Детей тут же раскидали по интернатам. После этого мать освободили, но спустя некоторое время она скончалась. Конечно, пятикомнатных хором дети так и не увидели, за ними закрепили двухкомнатную «хрущобу» их бабушки. Двоих братьев вскоре усыновили граждане США, больше о них ничего не известно.
В Тулу Катя вернулась из Киреевского интерната десять лет назад. Вышла замуж, и молодая семья поселилась в той самой «двушке». На тот момент долги по квартплате уже зашкалили за 300 тысяч рублей – увы, никто из братьев оплачивать суммы, годами начислявшиеся за коммунальные услуги, не спешил. За себя и за своих детей – а у них с мужем родились сын и дочь – Екатерина деньги вносила исправно. Тем не менее сейчас долги перевалили уже за полмиллиона рублей. Но и это еще полбеды!
В начале ноября 34-летний муж Екатерины скоропостижно скончался – вдруг остановилось сердце. И тут на арене событий появился ее брат – ВИЧ-инфицированный наркоман. И не один, а с такими же друзьями. Квартира по сути превратилась в наркопритон, жить в котором с маленькими детьми стало невозможно. Однажды в ответ на попытки утихомирить разгулявшуюся компанию молодой матери продемонстрировали огромный охотничий нож.
Катя вызвала полицию. Разумеется, к моменту ее прибытия веселая компания квартиру покинула. Сотрудники в форме поинтересовались, есть ли у брата Екатерины разрешение на оружие. Он поклялся, что есть. Поверив гражданину на слово, полицейские попросили его вести себя хорошо, а Кате пояснили, что брат ее – человек глубоко больной и несчастный, а потому нуждается в сочувствии и понимании. А что превратил квартиру в притон – так это еще доказать требуется. И вообще их разборки – дело сугубо семейное. Никто ведь никого пока не убил…
Так повторялось несколько раз, но когда брат пригрозил Екатерине, что подбросит пакет с наркотиками и ее упекут за хранение зелья, то женщина схватила в охапку полусонных малышей и среди ночи покинула квартиру. С собой ей пришлось взять и последнего мужа матери – хоть старик Кате и не родня, но она понимает, что без ее поддержки дед пропадет…
В квартиру кризисного центра с таким «довеском» Екатерину не приняли – мужчинам там по определению не место. Подруги помогли скитальцам снять квартиру – сроком на месяц, на большее денег нет. Катя работает, но заработок ее составляет всего 10 тысяч рублей в месяц. В полтора раза больше стоит съемное жилье, а еще надо оплатить садик детям да
чем-то их накормить. Раньше-то семью обеспечивал муж…
Катя обращалась за помощью в районную соцзащиту, но там ей предложили отдать малышей в центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а самой определиться в социальную гостиницу.
– Жить вместе с бомжами отказалась, а ребят своих никому не отдам, – заверяет Екатерина. – Я выросла в интернате, дочке и сыну такой судьбы не пожелаю. Да нам бы совсем чуть-чуть продержаться, вот и обратилась в кризисный центр. Тут мне помогают собрать документы на оформление пенсий малышам по потере кормильца. Еще у меня на руках есть решение суда об обеспечении жильем до 1 января 2016 года, как относящуюся к категории детей-сирот. А будет где жить – не пропадем!
Приглашенный на круг­лый стол прокурор Советского района Тулы Алексей Бежанов – а именно в этом районе живет семья Екатерины – взял ситуацию под личный контроль.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий