Общество

09:00, 03 апреля 2015

Талант, приближавший мир

 Василий БЕСКОВ

В годы Великой Отечественной войны, от ее первого дня до последнего, вся страна пребывала в состоянии мобилизации. Не только бойцы и командиры на фронте, но и те, кто трудился в тылу, стремились к одному – уничтожить врага. Сотрудники тульского Конструкторского бюро приборостроения, которое в то время называлось ЦКБ-14, внесли весомый вклад в разгром захватчиков.


Мобилизация
Первые успехи коллектива были высоко оценены государством еще до начала Великой Отечественной войны: 25 работников в 1939 году «за выполнение правительственных заданий» были награждены орденами и медалями. Таким замечательным творениям, как пулеметы ШКАС, ШВАК и УБ, пушка ВЯ, не было равных в мире еще многие годы спустя.
Вышло так, что начало Великой Отечественной совпало с важным периодом в деятельности предприятия. Тогда ЦКБ-14 помогало военным заводам осваивать серийное производство только что принятых на вооружение авиации пулемета УБ-12,7 и пушки ВЯ-23, а также самозарядной и снайперской винтовок СВТ-40, поступивших в сухопутные войска годом раньше. Бригады конструкторов и квалифицированных механиков ЦКБ-14 были прикомандированы к заводам, в том числе к Тульскому машиностроительному. Примечательно, что, пока пушки ВЯ еще только осваивались, детали для них продолжали изготавливать в бюро. Отладку и приемно-сдаточные испытания вооружения самолетов Ил-2 вплоть до июля 1941 года производили с участием специалистов от ЦКБ-14, а после приемки военным представителем самолеты сразу же направлялись на фронт.
Сотрудники бюро помогали осваивать вооружение и воинским частям, ведь после начала войны внедрять новое оружие приходилось в экстренном режиме, но, разумеется, не забывая о качестве. А кто, если не сами его создатели, способны лучше всего обучить им пользоваться?
В первые месяцы боевых действий ЦКБ-14 приняло участие в подготовке обороны Тулы. Сотрудники бюро отремонтировали и привели в боеготовность ряд спаренных и счетверенных зенитных установок конструкции Токарева под пулеметы максим и ШКАС, несколько десятков зенитных установок конструкции Кондакова под пулеметы максим. Некоторые опытные зенитные образцы были приспособлены для пушек ВЯ и пулеметов УБ. Их использовали для обороны наиболее важных объектов города (зданий обкома ВКП(б), КБ и завода, электростанции, железнодорожного вокзала). В целом противовоздушная оборона Тулы в значительной степени была обеспечена зенитным оружием, разработанным и изготовленным в ЦКБ-14. В кратчайшие сроки в бюро создали запал для бутылок с горючей смесью, с помощью  которой бойцы Тульского рабочего полка вывели из строя немало фашистских танков.
Кроме того, при бюро создали отряд народного ополчения во главе с временно исполняющим обязанности начальника ЦКБ-14 Соловьевым, комиссаром Раковым и начштаба Акулининым. Командирами взводов назначили Коловерова, Салищева, Токарева, полит­руками – Зайчикова, Антохина и Фролова. Оружейники были готовы не только снабжать фронт, но и сами встать на защиту Тулы и всей Родины.

Эвакуация
В октябре 1941 года Москва приказала тульским оборонным предприятиям эвакуироваться на восток. Немцы в это время уже предпринимали попытки замкнуть город оружейников в кольцо и прорваться к столице. Приказ об эвакуации заставил прервать работу коллектива ЦКБ-14 над противотанковыми ружьями, которых в начале войны не хватало на передовой.
Эвакуацию провели в максимально сжатые сроки, и вскоре бюро возобновило работу уже в тылу, в Златоусте Челябинской области. Одной из важнейших задач стала доработка пушки ВЯ-23. Инженерам предприятия удалось еще до конца 1941 года добиться повышения надежности ее стрельбы, причем в любых боевых условиях. Кроме того, была сокращена скорость износа деталей, что позволило обходиться меньшим количеством запчастей. Это благоприятно сказалось и на серийном производстве ВЯ-23: изготовление ползунов и затворов всегда требовало дополнительных затрат не только средств, но и времени. Теперь же удалось вдвое увеличить объемы выпуска пушек, что в условиях войны – неоценимое достижение.
Делать оружие как можно быстрее, с минимальными затратами, но с наилучшими боевыми качествами – этим принципом руководствовался ЦКБ-14 в эвакуации. Снизить трудоемкость изготовления, обеспечить взаимозаменяемость запасных частей, увеличить надежность действия – стоит ли говорить, что персонал бюро отдавал все силы, весь талант для достижения этих задач? Например, оружейники Михаил Березин и Михаил Дегтярев почти безвылазно находились на заводах, которые выпускали пулеметы УБ калибра 12,7 миллиметра: занимались улучшением их технических и производственных характеристик. Благодаря этому за два года – с 1941-го по 1943-й – выпуск такого авиационного оружия удалось увеличить почти в семь раз – с 6300 до 43 690.

Возвращение

Бюро вернулось в Тулу в октябре 1943 года, когда немцев уже теснили за пределы Советского Союза. Это воодушевляло на новые достижения. Уже в ноябре ЦКБ-14 возобновило работу, а в начале 1944-го на предприятие вернулись Михаил Березин и Михаил Дегтярев. Под их руководством начались работы по усовершенствованию пушки Б-20 – их нужно было закончить максимально быстро. Параллельно  занимались улучшением характеристик пушки ВЯ-23 и пулемета УБ. Работы было очень много, но мобилизованность всех сотрудников, разумно выстроенная структура, рациональное распределение обязанностей, четкость поставленных задач и, конечно, высокий профессионализм позволили обеспечить в 1944-м высокий темп производства образцов вооружения. Достаточно сказать, что советская оборонка выпустила за год десятки тысяч единиц УБ и ВЯ. Можно представить, какой был бы нанесен урон фронту, если бы в таком огромном объеме выпуска обнаружились какие-то недоделки… В тот же период удалось завершить и конструкторскую отработку пушки Б-20.
Всего перед войной и за время войны было выпущено 300 тысяч единиц авиационного оружия, разработанного в ЦКБ-14. И поскольку автоматические пушки и крупнокалиберные пулеметы были основным средством воздушного боя, то можно сказать: господство авиации в воздухе в Великой Отечественной войне было завоевано оружием нынешнего КБП.
Самоотверженность и талант сотрудников ЦКБ-14 не обошло вниманием советское правительство. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1944 года за выдающиеся заслуги в области создания новых и усовершенствования существующих образцов стрелкового и авиационно-пушечного вооружения предприятие отметили высшей наградой страны – орденом Ленина.
Война еще не была закончена, а в ЦКБ-14 уже думали о том, чтобы наращивать производство и научный потенциал. Особенно острым был кадровый вопрос, ведь расширение объема опытно-конструкторских работ потребовало не только восстановления организационной структуры предприятия, но и пополнения коллектива новыми сотрудниками. Но несмотря на то, что ряд конструкторов вернулись в бюро, а также появились новые специалисты, этот процесс продвигался с трудом. Тем не менее опыт работы в условиях, требовавших неимоверного напряжения сил и предельной самоотдачи, стал для предприятия драгоценным.
...Впереди были времена блестящих разработок, до сих пор не имеющих аналогов на планете, но военный этап биографии КБП навсегда останется по-особенному важным, ведь результаты труда  бюро позволили приблизить долгожданную победу. А значит, и мир в родной стране.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий