Общество

20:15, 16 апреля 2014

Там вдали, за рекой…

 Юлия Греченкова
 Геннадий Поляков


В начале марта половодьем размыло единственный мост, соединяющий деревни Пеньково и Косая Губа в Плавском районе. Починили его всего за два дня – своими силами, не потратив ни копейки бюджетных денег.


Островитяне
на два дня

Эти два населенных пункта стоят на разных берегах речки Плавы. Единственный низководный мост через нее – узкий перешеек из бетонных блоков. По словам местных жителей, более полувека назад это нехитрое сооружение возвел колхоз «Родина».  С тех пор его ни разу не ремонтировали, а только подлатывали, если мост плохо переживал половодье. Нынешней весной паводок выломал несколько плит у самого берега. Обитатели Косой Губы стали «островитянами», лишившись единственной дороги до райцентра.
  – В течение недели «прореху» закрывал временный деревянный настил, – рассказывает глава муниципального образования Пригородное, куда входят обе деревушки, Татьяна Ларюшина. – По нему ходили в магазин за продуктами. Пожарная машина уже дежурила на том берегу, она всегда накануне паводка, пока мост еще не скрылся под водой, отправляется в Косую Губу. Но случись что – «скорая» уже не проехала бы…  
Денег на починку у администрации не было – технику, бетонные блоки и щебень предоставили двое предпринимателей из окрестных населенных пунктов. Заделывали дыру местные пожарные. Общими усилиями дорогу до «большой земли» удалось поправить за два дня.
  – Каждое половодье жители Косой Губы остаются в изоляции, – говорит заместитель Ларюшиной Любовь Серегина. – Мы их предупреждаем, чтоб продуктами запаслись заранее, так что ситуация вполне штатная, все проходит без накладок.  
Работы в деревнях нет, но нет и работников: и в Пенькове, и в Косой Губе живут сплошь пенсионеры. Три десятка в первом селе, во втором – от силы человек пять–шесть. Летом бытие населенных пунктов немного оживляют дачники и внуки, приехавшие погостить. Раз в неделю сюда наведывается автолавка. Автобус из райцентра ходит четыре раза в день.
  От Пенькова до Косой Губы, сообщает Ларюшина, рукой подать: если взобраться на холм, нависающий над речкой, ее будет видно.  

Пять домов

По мосту мы перебираемся на другой берег ­– приходится ковылять по щебенке и кирпичам, которыми из года в год латают прорехи.
– И как тут только машины ездят? – интересуемся мы.
– Пожарная нормально проходит, – отзывается Серегина. – А личное авто тут мало у кого есть.
В прошлом году, когда начиналось половодье, пожарная машина, как обычно, форсировала мост и дежурила возле деревенских домов. А сотрудники местной администрации носили  огнеборцам еду.
– Надевали болотные сапоги, рюкзак с провизией вешали за спину и по затопленному мосту перебирались в Косую Губу, – вспоминает минувшее  Серегина. – Целую неделю  их кормили.
За холмом открывается поле, окаймленное на горизонте зубцами сосен. Деревушка смотрится среди этого простора странно, чужеродно. Улиц в этом населенном пункте нет – только пять сбившихся в кучку домов, которые выглядят издали как песочные куличики, вытряхнутые из детского ведерка. У всех местных жителей имеются квартиры в Туле или Плавске, однако они  добровольно предпочли городу деревенское уединение.  
Со двора выбегает дворняга. Тявкает пару раз и, поджав хвост, исчезает за воротами: кажется, с непривычки боится людей как дикий лесной зверь.

Не скучно

Тамара и Анатолий Давыдовы перебрались в Косую Губу из областного центра четверть века назад, сразу как вышли на пенсию. Она работала на «Арсенале» монтажницей, он – слесарем по ремонту техники на «Точмаше».
– Я в этой деревне вырос, но родительский дом остался младшему брату, – рассказывает Давыдов. – Мы купили другой, по тем временам он обошелся всего в 400 рублей. Воду черпаем из колодца, отапливаемся дровами. По берегу реки проехался на машине, сухостоя собрал – вот тебе и дрова.
На пороге появляется его жена, опираясь крупной рукой на белесую от старости деревянную изгородь.  Супругам под 80 лет. Однако поверить в это сложно: оба моложавые, крепкие. А еще смуглые и веснушчатые, будто сейчас разгар лета.  Видимо, это от того что дом стоит в открытом поле, а работы во дворе всегда хватает – загар успевает «прилипнуть», даже когда солнце показывается редко.
Недавно Тамара Ивановна сломала руку, кость срослась быстро и правильно, но справляться с хозяйством стало тяжелее. У семейной четы имеется огород  и немного живности: три белые козы, одна из которых на сносях, пес, куры и гусь. Пока мы говорим, он подходит совсем близко и стоит, вытянув шею в нашу сторону. Кажется, слушает.
– Надоел нам этот гусак, чудить стал: кур гоняет, – комментирует Тамара. – Видимо, скоро отправится в суп. Вообще нам соседка, уезжая в Тулу, его маленьким гусенком отдала, а сейчас вон какой вымахал.
У Давыдовых в Туле сын, двое внуков и двое правнуков.
– Они в последнее время все нас запугивают, – смеется Анатолий. – Дескать, ездить к вам перестанем, хватит отшельниками жить, возвращайтесь в город. А мы здесь привыкли уже, летом в деревне очень хорошо. А если кто зайдет поговорить, то вообще радость.
– Не скучаете тут?
– Если сделается скучно, с козой поругаюсь. Или с женой, – смеется Анатолий.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему