Общество

19:30, 14 января 2015

Тайна гибели «Аэрокобры»

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

«К сожалению, от летчика удалось найти только два ребра и один позвонок. И останки эти находились не на большой глубине, как мы полагали, а практически на два штыка лопаты». Это цитата из протокола эксгумации уроженца Тулы летчика Константина Пушкина, погибшего в 1943 году в Смоленской области и найденного не так давно местными следопытами.

Прицельный огонь
Изучением судьбы авиатора сегодня плотно занимается поисковик Владимир Сафронов. В музее 56-й тульской школы он создал уголок памяти, где представлены фрагменты самолета, на котором отправился в свой последний бой наш земляк, а также уникальные фотографии и документы военной поры. О Константине Пушкине уже удалось собрать богатый массив информации. Родился он в 1916 году. В 38-м был призван в Красную армию Тульским военкоматом. Дослужился до старшего лейтенанта. Когда грянула Великая Оте­чественная, попал в 647-й смешанный армейский авиационный полк. Офицер десятки раз штурмовал наземные войска гитлеровцев, вылетал на разведку и сопровождение бомбардировщиков.
В Центральном архиве Министерства обороны России искатели обнаружили наградной лист на Константина Александровича, в котором говорится: «В апреле 1942 года лично сбил один «Мессершмит-109». 9 июня уничтожил паровоз, крытый вагон на станции Натальевка».
Много неприятностей доставил фашистам Пушкин 2 июня, когда прицельно расстрелял легковую машину, отправив на тот свет ехавших в автомобиле комбата и командира роты противника. Правда, враг в долгу не остался. Однажды немцы в воздушном бою так искромсали краснозвездный самолет, ранив при этом летчика, что тот чудом дотянул до аэродрома истерзанную авиамашину. Пилота представляли к ордену Ленина, но в итоге наградили орденом Красного Знамени.

Пропал без вести
В 1943 году отважный авиатор громил фашистов уже на Смоленщине. 18 сентября он не вернулся с боевого задания в районе деревни Болтутино. В Туле осталась его жена – Мария Тихоновна Пушкина, проживавшая в доме № 137 по улице Сакко и Ванцетти. Ей отправили извещение: «Ваш муж пропал без вести»…
И с той поры никто из родственников не знал, как сложилась судьба Константина Александровича. Разбился? Попал в плен к немцам? Может, вскоре вернется?...
Точки над «и» сумели расставить спустя долгие десятилетия поисковые отряды «Гвардия», «Горящая земля» и «Медведь», которые организовали раскопки в Глинковском районе у деревень Бердники и Болтутино. С глубины больше трех метров они подняли разбитые детали самолета. Удивлению искателей не было предела, когда они извлекли из земли пулеметы «Браунинг» и переднюю  стойку шасси необычной формы. Оказалось, что в 43-м на Смоленщине разбился редкий для тех мест американский истребитель «Аэрокобра». США поставляли такие в нашу страну по ленд-лизу. По номерам на деталях следопыты установили, что его пилотом был Константин Пушкин, и обратились к тулякам с просьбой поискать сведения о нем в нашем регионе.

Мины под дерном
– Я обратился в военкомат, в газеты и на телевидение, чтобы откликнулись родственники Пушкина, – рассказывает Владимир Сафронов. – И вскоре удалось найти в Туле дочь Константина Александровича Ирину и его сестру Софью Александровну. В их семье сохранилась справка о награждении летчика боевым орденом, а также уникальные фотографии и документы. Останки офицера захоронили на Смоленщине в деревне Яковлево. Я выезжал туда вместе с родственниками пилота.
История падения самолета Пушкина все еще полна загадок. Непонятно, погиб летчик в бою или же «американка» закапризничала в воздухе, после чего рухнула? А если «Аэрокобру» все-таки завалили асы люфтваффе, то умер ли пилот сразу, еще в небе или же смерть наступила при ударе истребителя о землю?
Тем временем нашелся свидетель, который заявил: после войны самолет Константина Пушкина взрывали, якобы опасаясь набегов мародеров. Свидетельством тому служат четыре обгоревшие мины, лежавшие под дерном. Возможно, что какие-то обломки после падения «Аэро­кобры» оставались на поверхности и их действительно уничтожили саперы…  Как бы то ни было, основные фрагменты ушли на глубину около трех метров. При этом не сохранилось ни одной целой детали – столь сильным оказался удар...
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий