Общество

19:02, 19 января 2016

Технологии роста

 Андрей ЖИЗЛОВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Достойные результаты тульского АПК в 2015 году позволяют с оптимизмом смотреть в ближайшее будущее. Конечно, крестьянин – человек, зависящий от погоды, но ждать милости от природы не в его привычке. Какие факторы могут повлиять на урожай ближайших лет?
Поле, кто тебя засеял…
Как известно со старых времен, сельское хозяйство развивается двумя путями – интенсивным и экстенсивным. Учитывая, что в регионе есть еще немало заброшенных земель, приходится идти в обоих направлениях. В 2015 году площадь пашни в Тульской области достигла десятилетнего максимума и составила 780 тысяч гектаров. Это результат возвращения запущенных земель в оборот. Процесс это сложный – часто на брошенных нерадивым собственником площадях вырастает не то что кустарник, а даже молодой лесок. Чтобы эта земля вновь начала давать урожай, нужна серьезная рекультивация и не один год работы с почвой.
– То, что мы вышли на этот объем, не только доказывает результативность действий, но и демонстрирует глубину проблемы, которую мы постепенно решаем, – отметил в ходе брифинга министр сельского хозяйства Тульской области Дмитрий Миляев. – В 2015 году около 50 тысяч гектаров перешли к добросовестным пользователям, а в 2016-м планируем вернуть в оборот еще большие площади.

Интенсивность
и прибыль
Повышение урожайности – результат не только возвращения в оборот заброшенной пашни и благоприятной погоды, которая в меньшей степени способствовала развитию болезней и вредителей, но и использования интенсивных технологий. Взять хотя бы картофель – лидеры отрасли (например, «Максим Горький» и «Жак») уделяют много внимания внедрению системы полива и поэтому имеют высокие результаты. В 2015 году в Тульской области собрали около миллиона тонн картофеля. Такого результата не было двадцать лет, но если тогда этот объем получали с 70 тысяч гектаров, то сейчас – менее чем с 50 тысяч. Это и есть эффект интенсивности.
– По темпам прироста урожая мы первые в ЦФО, – отметил Миляев. – Да, нельзя назвать Тульскую область картофельным регионом, но скачок более чем на 160 процентов внушителен.
Безусловное достижение агросезона – улучшение ситуации в свекловодстве. Товарковский сахарный завод, то и дело попадавший в зону турбулентности, набиравший долги и посеявший в сердцах аграриев зерна недоверия, обрел нового арендатора. Для того чтобы вернуть доверие свекловодческих хозяйств, предприятие даже работало по предоплате: весной деньги – осенью корнеплоды. И крестьяне поверили – даже те, кто сеял свеклу без предоплаты, в результате продали ее на завод по цене выше ожидаемой.
– Собрали немного по сравнению с другими областями, но этого объема хватило, чтобы загрузить мощности, – отметил Миляев. – В конце года провели встречу с участием представителей министерства, арендатора и хозяйств, обсудили возможности сотрудничества на будущий сезон. Дело в том, что, пока у нас в регионе не было собственной переработки, число свеклосеющих предприятий сократилось с более чем двадцати до десяти. Мы заинтересованы в том, чтобы с этой культурой работали, ведь обсуждается вопрос увеличения мощности завода до 6 тысяч тонн в сутки.

Было бы где хранить
Труднее движется дело с развитием овощеводства. Дело в том, что здесь интенсивные технологии – а именно они позволяют производить овощи с прицелом на сбыт и высокое качество – требуют внушительных вложений с долгим сроком оборота. При современной рентабельности инвестиции в овощеводческие проекты (например, тепличные комбинаты) окупаются не ранее чем за 10–12 лет. Учитывая, что кредиты дают только на 8 лет, запаса прочности для этого сектора агробизнеса недостает.
К тому же вопрос инфраструктуры стоит в областном АПК даже острее, чем переработки. И если, к примеру, зерносеющие предприятия помогают товарищам из других хозяйств и берут их зерно на доводку и хранение, то овощеводам и садоводам приходится сложнее.
– Наш регион выгодно выглядит в ЦФО по закладке садов, но мало вырастить яблоки – их надо еще и сохранить, – отметил министр. – У нас есть хранилища, строятся новые, но пока их мало.
Правда, в этом плане есть надежда на поддержку государства. В частности, одобрено внедрение механизма компенсации прямых затрат – в частности, на строительство теплиц и овощехранилищ: 20 процентов суммы возьмет на себя государство, в том числе 95 процентов этой доли – федеральный бюджет. Актуальность развития отечественного овощеводства и садоводства очевидна в рамках продовольственной безопасности вообще и импортозамещения в частности.
Круглогодичное производство овощей в Тульской области пока одно – это тепличный комбинат «Новомосковский», который производит огурцы, помидоры и салат. Правда, в последнее время предприятие делает упор на томаты, уходя от зелени.
– Есть предварительные наработки, ряд перспективных новых соглашений. Будем надеяться, что новые проекты появятся, – сказал Миляев.

Кластер в помощь
В регионе успешно действуют промышленные кластеры. Возможна ли та же технология в сельском хозяйстве? Выгода от комплексного взаимодействия между производителем, переработчиком, предприятием по хранению очевидна, поскольку такой механизм позволяет максимально загрузить каждого из участников кластера, увеличить прибавочную стоимость.
По сути дела, такой технологический подход не нов для Тульской области, но, как правило, он реализуется в формате одного предприятия. К примеру, племенное хозяйство «Лазаревское» не только занимается животноводством, сеет и пашет – у хозяйства есть зернохранилище, собственная переработка, торговая сеть.
– В Москве в рамках сельскохозяйственной выставки «Золотая осень» мы обсуждали кластерное развитие в агропроме, – рассказал Миляев. – Сейчас у нас есть нечто похожее в Ефремовском округе, где местные предприятия выращивают пшеницу и ячмень для «Каргилла», где есть элеваторы. Нечто подобное складывается и вокруг Товарковского сахарного завода и «Кубаньмасла». И эта модель во многом себя оправдывает, поскольку хозяйство, у которого нет собственных мощностей, всегда зависит от переработчика. А поэтому важно, чтобы взаимодействие было выгодным для всех сторон. Так что, рассматривая кластер в сельском хозяйстве в таком широком смысле, мы, я думаю, движемся по правильному пути.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий