Общество

17:49, 08 декабря 2015

Точку в поиске пока ставить рано

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ
Все фото на сайте ti71.ru

3 декабря в нашей стране отметили День Неизвестного солдата. В селе Торхово Пролетарского округа Тулы прошла церемония захоронения останков 14 красноармейцев.

– Из них пятерых мы нашли в Рудневе, четверых в Дорофееве, двоих привезли из алексинского микрорайона Горушки, а троих подняли в Глухих Полянах, – рассказывает поисковик Юрий Апарин. – Последняя экспедиция проходила в непростых условиях. Там с глубины двух метров фонтаном ударила грунтовая вода. Из-за очень высокой влажности от тел погибших солдат остались лишь небольшие фрагменты. Кстати, нам известно, что в том же месте находились и дореволюционные захоронения, так вот от гробов в земле сохранились деревяшки, а самих костей нет.
Из личных вещей бойцов следопыты подняли на поверхность фляжки, гранаты, ящик сгнивших патронов, компас, кружки, противогазы… По словам Юрия Владимировича, установить личности павших не удалось. Впрочем, кое-какая зацепка все-таки есть, а с ней появляется шанс идентифицировать останки.
– У одного человека при себе была бритва, а на нее нанесены инициалы ЧНА, – продолжает наш собеседник. – Есть предположение, что боец служил в штабном подразделении 413-й
стрелковой дивизии. В ней именно с такими инициалами воевали трое. Мы провели антропологические исследования. Возможно, погибшему было 20–25 лет. Думаю, что его личность нам удастся установить.
Апарин и его отряд искали захоронения бойцов, используя любую доступную фактуру. Где-то местные жители указывали на места гибели военно­служащих РККА. В других случаях сами во время выездных разведок «прозванивали» павших металлоискателем. Средняя толщина грунта – метра два.
– Почему такая большая глубина? Скорее всего, тела во время войны складывали в воронку от снаряда или бомбы, – уточняет Юрий Владимирович. – Вообще территория нашей области все еще перспективная в плане поиска, несмотря на то что за продолжительное время искатели обнаружили довольно много красноармейцев. Главное – нужно понимать, что работать «на результат» с каждым годом будет сложнее. Придется готовиться к тому, что слой земли станет значительно больше – это раньше находили «верховых» воинов. Ну и со временем уже все реже и реже сможем обнаруживать солдат. Ну а пока точку ставить рано. Уже на следующий год строим планы обследовать окрестности Тулы, Алексинского, Чернского, Киреевского районов. Намерены действовать и в других местах – в зависимости от получения информации.
В землю у братской могилы в Торхове аккуратно опустили два гроба с останками. Проститься с красноармейцами прибыли школьники, военнослужащие, музейщики, ветераны, представители обл­военкомата и регионального правительства. На Тульскую землю приехала и делегация из Пензенской области – оттуда в первые месяцы Великой Отечественной ушли воевать десятки мужчин. Многие сложили свои головы как раз в окрестностях оружейной столицы.
Натыкались в этом году в нашем регионе и на останки немецких военнослужащих. Так, шесть тел с помощью щупа отыс­кали на двухметровой глубине в деревне Морковщино Киреевского района. Их уже передали в Курскую область для захоронения на специализированном мемориале.
В окрестностях Тулы находят не только останки пехотинцев РККА и вермахта. Так, Юрий Апарин и его единомышленники не так давно в районе села Волынцево обнаружили места падения сразу двух самолетов – советского и немецкого.
– Из земли извлекли алюминиевую крышку с надписью «маслобак», тяги от самолета – предположительно отечественного, цилиндр от двигателя, разорванный пополам, табличку с надписью на немецком языке, германские авиационные гильзы, – поделился Юрий Владимирович. – Взрывом обломки машин разметало на большой площади – в радиусе 100 метров. Попытаемся идентифицировать оба борта и установить подробности их гибели.
А в областном центре 3 декабря на Всехсвятском кладбище предали земле останки младшего политрука Петра Николаевича Зарубина, обнаруженные в этом году на территории соседней Калужской области. Известно, что родился он в 1909 году, служил в 217-й
стрелковой дивизии и погиб в августе 1942 года. В Туле по улице Арсенальной у него проживала жена Ксения Зарубина.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий