Общество

19:32, 27 сентября 2012

Тормоза без остановки

В  ОАО «Трансмаш» завершается монтаж оборудования в новом гальваническом цехе. Предприятие, выпускающее комплектующие для локомотиво- и вагоностроительных производств, вступило в заключительный этап модернизации.  
Пятикоординатные
для новых систем
Серьезные перемены на белевском предприятии начались с того момента, когда учредитель – Московский тормозной завод («МТЗ Трансмаш») – решил перевести сюда основное производство и передать всю номенклатуру изделий, оставив в столице только разработчиков и маркетологов. Планировалось, что со временем в Белеве будут изготавливать все приборы тормозных систем: воздухораспределители, краны машиниста, устройства блокировки тормозов и системы безопасности. Для этих целей первым делом обновили станочный парк. Уже несколько лет как на заводе установлено и запущено в производство современное оборудование – трех- и пятикоординатные обрабатывающие центры, задействован целый парк станков с ЧПУ. Без подобных мер невозможно было бы изготавливать тормозные системы с микропроцессорами.
Следующим этапом масштабной реконструкции стало выделение в самостоятельный цех ремонтного производства. А теперь приближается запуск гальванического цеха. Машиностроители совсем немного не успели к своему профессиональному празднику. Но заверяют, что в ноябре торжест­венное событие обязательно состоится.
Безвредная гальваника
Стены нового цеха снаружи покрыты облицовочным материалом цвета морской волны, а изнутри отделаны белой кафельной плиткой. Гальваническое производство в технологическом цикле всегда считалось одним из самых вредных и грязных. Но, глядя на монтаж новых установок, этого даже невозможно предположить. Тамбовский завод гальванического оборудования, чьи линии сейчас монтируют в цехе, позаботился не только о техническом соответствии конструкции сегодняшнему дню, но и дотошно проработал дизайн.
На площади почти в четыре тысячи квадратных метров расположены шесть автоматических линий в сине-желтых тонах. Несведущему наблюдателю никогда не пришло бы в голову, что здесь будут идти такие серьезные химические процессы, как цинкование, оловянирование, фосфатирование, оксидирование и комбинированное покрытие изделий слоями меди, никеля и хрома.
По словам начальника цеха Александра Пухлякова, мощность монтируемого оборудования – 75 тысяч квадратных метров покрытия в год. И если остановиться только на потребностях завода, то оборудование будет недогружено. Поэтому нужно искать заказы на стороне. Александр Александрович уверен, что серьезных конкурентов по гальванике у предприятия в Тульской области нет. Потому как в перестроечное время при общем упадке машиностроения на многих заводах это направление «приказало долго жить». И до сих пор не восстановилось.
Не будет у гальванического производства и конфликта с природой. Еще до начала строительства цеха в природоохранных службах была согласована необходимая  проектно-сметная документация. А теперь вместе с автоматическими линиями специалисты из Тамбова устанавливают уникальные очистные сооружения. Система действует по замкнутому циклу, когда потребленный раствор нейтрализуется и пускается во вторичный оборот. Очищая жидкость от солей тяжелых металлов, приборы способны улавливать малейшие потери химических реагентов.
Фактор стабильности  
Полная автоматизация в гальваническом процессе позволяет экономить и на людских ресурсах. Для Белева специалисты узкой квалификации – почти неразрешимая проблема. Но при двухсменной работе на шести установках потребуется всего 12 операторов.
Вообще же, если говорить о кадрах, то коллектив «Трансмаша» периодически пополняется молодежью. Дело здесь не только в том, что выбор рабочих мест в городе невелик. Юношей и девушек привлекают заработная плата (сейчас она достигла в среднем почти 22 тысяч рублей), гарантированный социальный пакет и возможный профессиональный рост.
Специалистов, у которых, что называется, «глаз горит» на работу, здесь замечают и продвигают. Так, накануне Дня машиностроителя лучших станочников наградили почетными грамотами администрации района, города и предприятия. Среди них – сверловщик механического цеха №1 Роман Плешаков и его сосед по цеху, токарь-револьверщик Олег Алтунин.
Оба они на предприятии недавно – около двух лет. Только Роман устроился на завод впервые, а Олег вернулся сюда. Он уходил с «Трансмаша» в армию, потом служил по комсомольской путевке в органах внутренних дел.
Оба решили связать жизнь с машиностроительным потому, что он стал возрождаться, набирать заказы и темпы производства. А где стабильность, там и постоянный заработок, ведь у обоих мужчин – семьи, которые нужно кормить. Да и работа с металлом – чисто мужское занятие…
Зачем чугун
из Беларуси?
В том, что завод набирает обороты, уверен и генеральный директор ОАО «Трансмаш» Сергей Плюханов. Достаточно сказать, что ежегодно объемы производства здесь увеличиваются на 20 процентов. Однако на каждом этапе появляются проблемы, которых никто не ждет. Сейчас головная боль Сергея Ивановича – качественное чугунное литье. Раньше его получали из Каширы и Мценска. Но внутренние реорганизации на тамошних литейных предприятиях привели к тому, что в Белеве остались без поставщиков.  
– Пришлось искать замену в Беларуси, – возмущается Плюханов. – В Тульской области чугунного литья практически нет. Сейчас наметился регресс в литейном производстве. Если раньше с того же каширского завода нам поставляли оболочковое литье, после которого деталь почти не надо обрабатывать, то теперь эту линию они заменяют обычной стержневой. При такой технологии в наших деталях не будет сквозных отверстий. Это значит, что их нужно высверливать в чугуне дополнительно. Что, бе­зу­словно, увеличит и трудоемкость процесса, и себестоимость изделия.
Причину такой «упрощенки» Сергей Иванович видит в катастрофическом дефиците кадров на металлургическом производстве. Прервана преемственность поколений. Старые мастера уходят на пенсию, а молодежь боится трудностей: тяжелой учебы в техническом вузе и «вредного» производства.
Чтобы не наступать на грабли общей проблемы, на «Трансмаше» решили готовить квалифицированную смену на собственные средства. Будущим инженерам предприятие оплачивает учебу в Тульском государственном университете, а перед открытием гальванического цеха троих работников отправили учиться в Новомосковский институт Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева. Усердие студентов директор завода проверяет лично. При этом он не перестает повторять, что экономику создают не юристы и экономисты, а конструкторы и технологи…
Ольга ЛАНИНА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему