Общество

18:51, 13 ноября 2012

Тройка за успеваемость – институту

Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало результаты мониторинга, проведенного среди государственных вузов. Выяснялось, насколько эффективно работают учреждения, получающие госзаказ на подготовку специалистов, а значит – и деньги из казны. Итог оказался неутешительным. Оценивать учебные заведения чиновники решили по пяти довольно веским критериям: средний балл ЕГЭ студентов-очников; объем научно-исследовательской деятельности; процент иностранцев от общего числа выпускников; доходы вуза в расчете на одного научно-педагогического работника; инфраструктура, которой владеет учебное заведение. В мониторинге приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. У 136 вузов и 450 филиалов были выявлены признаки неэффективности.
Не только у представителей высшей школы, но и у общественности результаты вызвали, мягко говоря, недоумение. Как могло случиться, что проверку не прошли Литературный институт имени А.М. Горького и Московский архитектурный институт, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства и Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет? Ведь это учебные заведения с многолетней историей, прославленные своими выпускниками!
Удивил мониторинг даже такого искушенного в вопросах высшего образования человека, как Надежда Шайденко – в недавнем прошлом ректора ТГПУ имени Л.Н.Толстого, а ныне – заместителя председателя комитета по образованию Госдумы.
– Конечно, странно было увидеть среди неэффективных Московский государственный педагогический университет, – говорит она. – Он всегда считался научным центром, здесь проходили самые представительные конференции, собирались учебно-методические объединения, на него равнялись все педагогические вузы страны. Но когда начинаешь осмысливать критерии, которые использовались при составлении мониторинга, все становится на свои места. Московский педагогический увеличил прием коммерческих студентов с низким баллом ЕГЭ – отсюда и снижение показателей.
Впрочем, не все принимают выдвинутые критерии. Например, директор признанного «неэффективным» Тульского филиала Московского государственного университета культуры и искусств Елена Субботина считает, что они вообще не подходят для вузов, где готовят хореографов, актеров, режиссеров. С некоторыми ее доводами сложно не согласиться:  
– Для того чтобы оценить художественный вуз, нужны совершенно иные критерии. Вот, например, учитываются баллы по ЕГЭ. Но у нас главный экзамен на все профили подготовки – это творческий конкурс. Ведь если даже человек историю и русский язык знает на «пять», но танцевать не умеет, то вряд ли сумеет у нас учиться. Кроме того, речь идет о результатах ЕГЭ у очников, а наш филиал изначально создавался заочным. Как же тогда можно нас оценивать? При этом не учитывается такой важный показатель, как трудоустройство выпускников, а у нас почти 90 процентов из них работают потом по специальности. От Министерства образования нареканий не было: мы имеем бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности, а совсем недавно успешно прошли аккредитацию. Да и в головном вузе считаемся одним из лучших филиалов…
Теперь Елена Субботина ждет реакции от руководства МГУКИ и от своих учредителей – Министерства культуры. Должны же они заступиться за подопечных!
Итак, с одной стороны, критерии оценки подходят не для всех, а с другой – есть вполне успешные учреждения, так сказать, с легкими признаками неэффективности, то есть не удовлетворяющие одному или двум параметрам. По мнению Надежды Шайденко, в этом случае результаты мониторинга могут стать «первым звоночком», который заставит руководство вуза задуматься и изменить образовательную политику.
Те же, которые не удовлетворяют абсолютному большинству показателей, должны меняться. Причем драконовские меры, вроде присоединения к более сильным коллегам (что, в общем-то, равносильно закрытию), – крайний вариант. Более того: неэффективный, но необходимый в регионе вуз может даже получить дополнительные средства на развитие!
Решать, какой путь выбрать в том или ином случае, Министерство образования предоставило субъектам Федерации. В каждом из них намечено создать рабочую группу по этому поводу. Свои предложения они представят правительству России.    
– На днях я поеду на совещание в Минобрнауки, где будут рассмотрены в том числе вопросы создания таких групп, – рассказал «ТИ» министр образования и культуры Тульской области Денис Бычков. – После этого сразу же начнем работать в этом направлении.
…Как будет проходить процесс, пока непонятно. Что стало очевидным с появлением результатов мониторинга, так это то, что давно звучавшие речи о необходимости сокращения неэффективных вузов начинают претворяться в конкретные действия.
– Я очень рада, что наконец-то хватило политической воли, чтобы сказать правду, пусть и болезненную, – говорит Надежда Шайденко. – Жаль только, что взялись лишь за государственные вузы, а негосударственные пока не трогают. А ведь у них гораздо больше филиалов, которые работают откровенно плохо.
Татьяна МОТОРИНА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий