Общество

13:48, 04 апреля 2017

Труды наши тяжкие

 Софья МЕДВЕДЕВА
 Сергей КИРЕЕВ

Возродить трудовое воспитание в школах – все чаще об этом говорят не только на уровне власти, но и в самих образовательных учреждениях. Но пока реалии иные: сейчас у учеников для работы руками есть лишь внеурочные субботники и классные часы, а также урок технологии.

Современная школа еще не перестроилась на знакомые по советской эпохе рельсы, и предмет, называемый школьниками «Труды», пока преподается по старинке, а местами не преподается вовсе.
– До шестого класса по трудам у нас был пожилой учитель. Ему было лет 65, если не больше, – вспоминает выпускник новомосковской школы № 4 Антон Маслов. – Потом его проводили на пенсию, а на смену ему пришел новый преподаватель, молодой. Первое время мы еще занимались чем-то полезным: делали скворечники, указки для учителей. А потом как-то все поутихло – и мы просто сидели два часа в телефонах. Учить нас вроде как стало нечему.
Рассказ неутешительный: строгать, сверлить и обтачивать ребята вроде бы хотят, да не всегда есть возможность. Не скрывают этой проб­лемы и руководители школ.
– У нас с трудами в школе дела обстоят неплохо, – рассказывает директор тульского центра образования № 3 Ольга Дивногорцева. – Девочки у нас учатся готовить, шить, вышивать – в классе есть и швейные машинки, и необходимая кухонная техника. А вот с мальчиками сложнее – мало оборудования для полноценных занятий технологией, поэтому педагогам приходится некоторые понятия объяснять в прямом смысле на пальцах.
Недавно появилась еще одна напасть, которая распространилась на некоторые российские регионы: технологию в школе стали заменять другими предметами. Можно попытаться найти объяснение отсутствию интереса к этому уроку у учеников, которые предпочитают выпиливанию досок и вышиванию крестиком игры в телефон или стараются списать на уроке технологии несделанное домашнее задание по другим предметам. Но решение заменить «трудочасы» на что-то другое по инициативе руководства школы оправдать сложно. Особенно любят подменять труды информатикой – мол, в наш цифровой век не грех добавить лишние пару часов на освоение компьютерных тонкостей. Что же до той технологии, на которой нужно работать руками, то пока в таких школах ее приходится отстаивать родителям, которые хотят, чтобы их дети умели не только кликать мышкой.
В Тульской области такой проблемы не наблюдается. Напротив, технологическому образованию сейчас стараются уделить особое внимание. Промышленность в регионе на подъеме, и уже сейчас многие школы начали заключать договоры с местными предприятиями, где учащиеся смогут попрактиковаться непосредственно на производстве. Именно поэтому преподавание такого предмета, как технология, необходимо изменить кардинально.
Но с чего начать? Несомненно, в первую очередь по-новому необходимо взглянуть на требования к нынешним учителям технологии. Сейчас большинство из них – люди немолодые, а новые педагоги в школу идут неохотно, а если и приходят, то по совмещению или за неимением другой работы. Так, в одной из новомосковских школ технологию долго преподавал поэт Валентин Киреев, написавший гимн города, а в другой – учитель истории, имевший за плечами диплом строительного техникума.
Предполагается, что со временем подготовка учителей технологии станет включать в себя инженерное и педагогическое образование, так что они смогут не только преподавать, но и квалифицированно рекомендовать учащимся конкретные специальности и отрасли промышленности, представлять расположенные в регионе предприятия.
Стоит отметить, что уже сейчас выпускники девятых классов с охотой выбирают себе рабочие профессии и идут в учреждения среднего профессионального образования. Это дает им реальный шанс спастись от пугающего многих ЕГЭ, но вовсе не закрывает дорогу в вуз. Затем выпускникам ссузов достаточно сдать экзамен, устроенный самим университетом.
Но профориентационная работа должна в полном объеме проводиться в школе. Тогда увеличится число выпускников колледжей, техникумов и лицеев, продолживших работу по своим специальностям даже после получения высшего образования.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий