Общество

09:00, 11 марта 2016

Цыплята, фаршированные антибиотиками

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Инструкция продвинутого Евросоюза разрешает выращивать до 20 кур на одном квадратном метре индустриального комплекса. В тесноте, как говорится, да не в обиде... Как же птице удается выжить в условиях фактической давки? Ответ прост: потребляя лекарственные препараты.

Специальный закон разрешает пичкать антибиотиками только больную птицу. Но накормить ими одну захворавшую несушку, когда из того же желоба с кормом клюют тысячи ее товарок, практически невозможно. Поэтому за свою недолгую жизнь (по нормативу – 32 дня) курица подвергается лечению не менее 2–3 раз. Такое положение вещей стало причиной падения спроса на курятину в Германии.
Всемирный день защиты прав потребителей в этом году проходит под девизом «Исключить антибиотики из меню». Их добровольно-принудительное потребление превратилось в одну из глобальных проблем. Ведь убрать лекарства из нашей тарелки на самом деле можно только одним надежным способом: употребляя в пищу свободно гуляющих и пасущихся на природе кур, свиней, коров.

Без них плохо.
С ними еще хуже
В 1928 году, когда Александр Флеминг открыл пенициллин, произошло эпохальное событие в истории человечества. Массово пенициллины начали применяться в годы Второй мировой войны, ставя на ноги слабых, больных, раненых. Несколько десятилетий врачи на эти препараты практически молились, назначая «на всякий случай» при любой простуде. Пока не выяснилось, что от них иммунитет у современного человека из рук вон плох, желудочно-кишечный тракт работает в экстремальном режиме, а самые безобидные вещества начинают вызывать аллергию. Затем к печальному списку побочных явлений прибавилась так называемая множественная лекарственная устойчивость. Это когда заболевшему человеку антибиотики уже не помогают и приходится прибегать к препаратам широкого спектра действия, убойным в отношении многих органов и систем.
Специалисты считают, что если прием антибиотиков не удастся взять под контроль, человечество из-за множественной лекарственной устойчивости очень скоро, как встарь, окажется бессильным перед большинством банальных инфекций.

Бактерии-мутанты
Лучше всего проблема множественной лекарственной устойчивости видна на примере больных туберкулезом. По свидетельству главного врача Тульского областного туберкулезного диспансера № 1 Вячеслава Карнаухова, 20 процентов больных, проходящих лечение, страдают такой устойчивостью. Помогать им в разы дороже, а прогнозы по исходу заболевания делать крайне сложно. Каждый такой больной – это отдельная история, где привычные схемы терапии не работают.
Заболеть «нестандартным» туберкулезом можно двумя способами. Во-первых, заразившись от больного с множественной лекарственной устойчивостью. Во-вторых, вырастив в собственном организме устойчивую к антибиотикам бактерию, что хорошо получается при бесконтрольном их использовании.
– Некоторые больные лечатся короткими курсами, прекращая прием препаратов, как только уйдут клинические симптомы, – говорит Вячеслав Карнаухов. – В результате оказывается, что бактерия в организме не убита, она мутирует, приобретая устойчивость к антибактериальной терапии. Когда симптомы возвращаются, больной вновь пытается лечиться, но обнаруживает, что никакие лекарства ему больше не помогают.

Стакан кефира
на ночь
Бесконтрольный или необоснованный прием антибиотиков в последние годы стал восприниматься врачебным сообществом как настоящее бедствие. Если без антибактериальных препаратов нельзя обойтись, их назначают под прикрытием препаратов бактериальных, чтобы пощадить полезную флору кишечника. Областной детский гастроэнтеролог Жанна Юсименко:
– Во время лечения антибиотиками микробиоциноз кишечника нарушается, побочные эффекты обязательны, особенно при приеме препаратов через рот. Поэтому с первого же дня мы назначаем параллельно биопрепараты, а по окончании курса – пробиотики. И все равно детей-аллергиков становится только больше, а заболевания желудочно-кишечного тракта возникают с младенческого возраста.
Жанна Владимировна считает, что современному человеку обязательно надо включать в рацион стакан кефира на ночь, особенно обогащенного ацидофильными или другими полезными бактериями. В качестве лечебного средства кефиры слабоваты, но как способ профилактики дизбактериоза – почему бы и нет?
И это вне зависимости от того, принимаем ли мы по поводу какого-то заболевания антибиотики. Ведь сказать, что они не попадают в наш организм вообще, все равно не получится. Мы же их едим.

Возбудителю
все равно
На сегодняшний день в нашей стране большинство возбудителей самых распространенных инфекций устойчивы к таким препаратам, как бисептол, гентамицин, тетрациклин, пенициллин, ампициллин, амоксициллин. Может быть потому, что именно их традиционно используют ветврачи для лечения сельскохозяйственных животных.
Антибиотики применяются для стимуляции роста, повышения эффективности откорма скота и птицы, а также в качестве лечебно-профилактических средств. Но! Если данные по нормативам содержания скота и птицы в той же Германии можно легко найти в открытом доступе, то у нас все куда сложнее. Особенно по части совпадения нормативов и реальной действительности…
Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области ведет мониторинг пищевых продуктов и продовольственного сырья, включая мясо, птицу и молоко, на содержание антибиотиков. В прошлом году было исследовано 63 образца, и только в одном (!) из них установлено завышенное содержание тетрациклина – в говядине ООО «Возрождение».
Исходя из соотношения 1:63 хотелось бы сделать вывод, что проблема тотального содержания антибиотиков в сельскохозяйственной продукции раздута. Во всяком случае у местных производителей…
Начальник отдела надзора за питанием населения Наталья Новичкова поясняет, что 63 отобранных образца – это совсем не много в общем объеме продукции, и делать далеко идущие выводы здесь не стоит.
Контроль за использованием антибиотиков в животноводстве в основном лежит на ветврачах. Весной к этому должно быть особое внимание, ведь в это время идет отел скота, у коров маститы, и без антибиотиков не обойдешься. В такой период молоко от больной коровы не может поступать в продажу, а животные не отправляются на бойню, пока из их организмов не будут выведены антибиотики. На птицекомплексах тоже постоянно ведется отбраковка больной птицы.
– Та продукция, которая поступает на потребительский рынок, задекларирована по показателям безопасности. Конечно, ситуации бывают разные, почему мы и ведем выборочный контроль. Никто не пытается скрывать, что в животноводстве, птицеводстве антибиотики используются активно. В сырье они содержаться, безусловно, могут. Поэтому сырое молоко следует обязательно кипятить. Термическая обработка мяса также делает его безопасным, поскольку антибиотики – неустойчивые соединения, они легко разрушаются, – говорит Наталья Новичкова.
Остается добавить, что на сегодняшний день эффективных мер контроля за содержанием в продуктах всех используемых антибиотиков просто не существует. А это значит – наше здоровье находится в руках его величества производителя, а совсем не надзорных организаций.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий