Общество

18:51, 06 апреля 2016

У истоков оружейного дела

 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
Фоторепортаж Андрея ЛЫЖЕНКОВА

Празднование 360-летия со дня рождения Никиты Демидова началось с возложения цветов к его памятнику. Примечательно, что среди тех, кто сделал это, были в основном студенты машиностроительного колледжа имени знаменитого оружейника.

– Сегодня мы отмечаем круглую дату со дня рождения нашего великого земляка, человека, известного не только в России, но и во всем мире, ­­– обратилась к собравшимся министр культуры и туризма Татьяна Рыбкина. – Отрадно, что на территории области есть как производственные и учебные учреждения, связанные с этим именем, так и объекты культурного наследия, посвященные истории рода.
Как будто в подтверждение этих слов аудитория вскоре переместилась  на территорию историко-мемориального музея Демидовых. Там военно-исторический театр «Несокрушимые» показал миниатюру о том, как оружейник починил сподвижнику Петра барону Шафирову немецкий пистолет и изготовил точную его копию. А потом еще взялся выполнить заказ царя на изготовление 300 ружей по западному образцу, причем за сущие копейки. Этот сюжет артисты почерпнули из расхожих легенд, и насколько они близки к реальности – вопрос открытый. Впрочем, то, что Демидов был лично знаком с Петром I, –  неоспоримый исторический факт. Именно он предоставил  в 1694 году оружейнику  право на добычу в  тульских засеках древесины и руды, а в 1701-м – на покупку земли и дал людей для строительства завода,  благодаря чему Никита Демидович намного опередил других предпринимателей. Главным заказчиком новой фабрики стало Адмиралтейство, и практически все металлические изделия на нужды флота – ядра, якоря, пушки – поставлялись из нашего города.
Кстати, ядра, которые были обнаружены в фамильной усыпальнице тульских заводчиков, стали частью новой экспозиции «Великих дел начало», открытие которой приурочили к юбилею. Самые ранние из представленных на ней предметов датированы 1959 годом, когда создали Оружейную слободу, или даже более ранними периодами. Слобода была образована двумя улицами – Оружейным переулком, ведущим на Алексин, и Демидовской дорогой на Москву. Проще говоря, это территория, которая соседствует с нынешним музеем.
Тульские археологи начали раскопки здесь, вдоль набережной Упы, еще в начале 1990-х годов. Вскоре тут должны были начать стройку, из земли спешили поднять все ценное, прежде чем экскаваторы беспощадно перелопатят ее. Довольно скоро удалось сделать удивительное открытие: люди жили и трудились в этих местах еще до того, как был возведен Тульский кремль.  Так же, как до основания города как такового в засеках  работали металлургические производства.
– Конечно, предметы, найденные в археологических слоях XVI–XVII веков, типичны, и точно такие же обнаруживаются в любом другом регионе, – пояснил замдиректора музея «Куликово поле» Андрей Наумов. –  Но  вся мемориальная сущность их в том, что они доказывают лучше любых документов, что древнейшая история самих этих мест прочно увязана с железоделанием.
Согласно дошедшим до наших дней данным, в 1860 году в Туле насчитывалось 20 тысяч оружейников, притом что проживало тут всего 57 тысяч человек. То есть буквально «оружие ковала» половина населения. О другой половине историки шутят, что это были жены мастеров. Впрочем, очень похоже, что так и было.
Когда вышел указ о запрете на добычу лесов в Центральной России, фабрику Демидова пришлось закрыть. Однако спустя десяток лет она снова вернулась к владельцу. В то время он уже был на Урале, где открыл новый завод, его интересовали совсем другие масштабы. Вместе с Демидовым перебрались в этот край поднимать промышленность многие тульские мастера. Умер Никита в 1725 году, и, несмотря на  то, что он почти всегда был в разъездах, случилось это именно в Туле, на родине. Его первый завод проработал до 1782 года, предприятия уже давно нет, но доподлинно известно –  находилось оно недалеко от того места, где сейчас стоит именной музей династии оружейников.
Жемчужину выставки, миниатюрный эмалевый портретик Никиты Демидова, предоставила Ольга Миркович, потомок фамилии, которая по женской линии непосредственно связана с демидовским родом.
– Портрет написан моей дочерью. Только сегодняшним утром его вынули из муфельной печи, чтобы он стал частью экспозиции, – отметила Ольга Серафимовна.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему