Общество

18:38, 23 мая 2016

Убегая от тотального Шанхая

 Людмила ИВАНОВА

Чтобы в исторических зданиях Тулы прослеживался местный колорит, нужно убрать с них рекламу. Вряд ли кто-то не согласится с тем, что баннеры, щиты и растяжки уродуют облик домов, превращая любой город и поселок в подобие Шанхая. Кроме того, монтаж и демонтаж конструкций наносит существенный ущерб фасаду. Разве последующие поколения скажут спасибо за то, что оказались лишенными уникальных и самобытных частиц истории в угоду сиюминутным желаниям негоциантов?

– К счастью, местные предприниматели с пониманием относятся к требованиям удалить рекламные вывески с исторических построек, – рассказывает начальник инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия Денис Горецкий. – Недавно мы провели несколько рейдов по центральным улицам столицы области и пришли к выводу, что общая ситуация неплохая. Если в ряде городов России имеются здания, где реклама закрывает 50 процентов фасада, то в Туле до этого не дошло.  Между тем было выявлено 28 нарушений законодательства «О рекламе» и «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», причем в 21 случае собственники убрали щиты и растяжки в нашем присутствии или буквально через несколько дней.
Ну а те, кто не сделал этого, получили предписания о демонтаже и срок на исполнение – один месяц. Как правило, здания, где нашли огрехи, занимают коммерческие организации. А предприниматели умеют считать деньги. И если учесть, что административное наказание, которое могут понести юридические лица, способно доходить до штрафа в миллион руб­лей, думаю, нарушения устранят без напоминаний.
– Денис Игоревич, речь идет только о зданиях – памятниках регионального значения?
– В Туле есть два примерно одинаковых здания, которые из-за упущений в документе попали в законодательную вилку. Одно как раз относится к памятникам регионального значения, а другое – к выявленным объектам культурного наследия. Предприниматели удивлялись: почему с первого рекламу нужно снять, а со второго нет? В Министерство культуры было направлено предложение о внесении соответствующих изменений в закон. Очень важно, что его услышали. И это справедливо.
– Значит ли это, что с фасадов зданий уйдет вся информация или только та, что направлена на продвижение товара?
– Названия магазинов и организаций, а также часы работы разрешается оставить.

Обрушение
начинается с человека
Здания-памятники портит не только реклама, но и беспечное отношение. Сегодня, к примеру, только ленивый не говорит о плачевном состоянии усадьбы участника Бородинского сражения генерала Мирковича, которая находится в Одоевском районе.
В 2005 году, случайно узнав о родовом имении, когда-то принадлежавшем ее предкам, Ольга Троицкая-Миркович сумела получить главный дом усадьбы в безвозмездную аренду сроком на 49 лет. При этом Ольга Серафимовна автоматически приняла на себя бремя по содержанию и поддержанию в должном состоянии этого памятника истории и культуры федерального значения. Только своих сил, а главное – требуемых средств пожилая женщина, видимо, не рассчитала. И сама за дело не взялась, и не нашла меценатов, способных помочь восстановить родовое гнездо. Поэтому областная инспекция по охране объектов культурного наследия подала иск к культурному центру «Усадьба генерала Мирковича», чтобы побудить к исполнению обязательства по поддержанию исторического здания в должном состоянии. 6 июня состоится судебное заседание. Кстати, за нарушение требований закона Миркович уже дважды штрафовали  – оба раза на сто тысяч рублей…
Но если Ольга Серафимовна не имеет желания и возможности следить за усадьбой, может, стоит расторг­нуть договор аренды?
Оказывается, подобный шаг – нецелесообразен. Дело в том, что в этом случае усадьба станет бесхозяйным объектом и вся нагрузка ляжет на бюджет Тульской области, а бывшая «хозяйка» уйдет от всех видов ответственности.
И все-таки не хотелось бы, чтобы детище Мирковича постигла судьба тульского  дома с улицы Октябрьской, который рухнул в апреле этого года. А ведь он тоже был историческим памятником. С 1991 года здание XVIII века находилось под охраной государства. Но из-за проседания грунта возникла угроза обрушения, а собственники дома просто не успели приступить к ремонту.
На днях состоится суд, который установит размеры штрафа за нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия. При этом хозяева согласились восстановить здание за свой счет – и в том виде, в котором дом зафиксирован в документах. На сегодняшний день уже сделана геологическая разведка…

Оглянитесь,
ценность рядом!
Сегодня в нашем регионе учтены 3752 объекта культурного наследия. Но эта цифра может измениться.
Любой человек, усмотревший в чем-то признаки исторической ценности, имеет право подать обращение в областную инспекцию по государственной охране объектов культурного наследия. Специалисты рассмотрят его, закажут данные из архивов и вынесут решение. В прошлом году таким образом число выявленных объектов пополнилось на три единицы. Всего же с девяностых годов в Тульской области их обнаружено больше 2,5 тысячи.
Кстати, на уровне государства тоже не все подсчитали. И сегодня стоит задача провести мониторинг данных по всей стране. До 2018 года нужно сформировать Единый реестр Российской Федерации, в который войдут все исторические памятники. Каждый год региональная инспекция вносит в общий список по 195 объектов. И когда работа будет завершена (а в списке отразится не только число, но и техническое состояние), можно будет говорить о мерах по сохранению. Радует, что туляки пошли дальше предложенного в плане: в нашей области создается автоматизированная информационная система, и если, к примеру, Единый реестр Российской Федерации не учитывает выявленных объектов, то мы это делаем.
Почему же тогда последние не становятся памятниками федерального или регионального значения?
Дело в том, что получить один из этих статусов можно, только пройдя историко-культурную экспертизу. А этот документ делается на возмездной основе. То есть пока все упирается в деньги. Между тем с точки зрения охраны памятников, разницы нет никакой. Ответственность за ненадлежащее исполнение закона почти одинаковая: сумма штрафов всегда крупная и отличается не больше чем в 5 тысяч рублей.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий