Общество

09:00, 30 августа 2013

Учеба по закону

Обязательная форма в школах; ПТУ, превратившиеся в колледжи; сокращение числа льготников при поступлении в вузы – новшеств в этом учебном году наверняка будет больше, чем в прошлом. Основная их часть связана со вступающим в силу 1 сентября Законом «Об образовании в РФ». «ТИ» узнали, что ждет тульских дошколят, школьников, студентов колледжей и вузов в новом учебном году.

Сначала – в суд, потом – в детсад?
Для детей до 7 лет и их родителей закон сделал важную вещь: дал дошкольному образованию более высокий статус – оно стало самостоятельным уровнем наряду со школьным и профессиональным. Но тут возникает целый ряд вопросов. С одной стороны – что же получается, все малыши обязательно должны ходить в садик? С другой, это вроде бы означает, что в сад должны взять всех, даже если мест нет. С третьей – если все же не взяли, то можно смело обращаться в суд, как делают в других регионах? Ответить на них мы попросили министра образования Тульской области Дениса Бычкова.
– Нужно понимать, что дошкольное образование не обязательное, как, скажем, школьное, – отметил он. – То есть вы можете водить ребенка в сад, а можете оставить его дома – это ваше право. Просто теперь законодательно закреплена преемственность всех ступеней образования. Это означает, что, когда ребенок перейдет из садика в школу, ему не нужно будет начинать освоение всех знаний, умений, навыков с нуля.
Что же касается ситуаций, когда мест все-таки меньше, чем записавшихся, и люди готовы обращаться в любые инстанции, министр лишь напомнил о том, что к 2016 году согласно знаменитым майским указам президента очередь должна быть ликвидирована…
Еще один важный момент – закон разделил понятия «дошкольное образование» и «присмотр и уход за детьми». А значит, можно надеяться, что частных групп дневного или кратковременного пребывания станет больше. Кстати, в Тульской области 16 индивидуальных предпринимателей получили субсидии из регионального бюджета на открытие подобных заведений.
Этим учреждениям в отличие от муниципальных садов не нужно выполнять требования стандарта дошкольного образования. Включиться в обсуждение проекта этого совершенно нового для нашей страны документа может каждый – он размещен на сайте федерального Минобрнауки. Довести стандарт до ума и принять его обещают к осени 2014 года.
В первый раз –
в обычный класс
Закон «Об образовании» окончательно закрепил территориальный принцип приема в школу, означающий, что в первую очередь возьмут тех, кто живет по соседству, а потом уже на оставшиеся места всех остальных. Что же касается распределения детей по профилям обучения (гуманитарный, естественно-научный, физико-математический…), оно будет начинаться только в пятом классе.
Пробовать ли силы в лицее – вопрос животрепещущий, но скорее для городских жителей. На селе существует дилемма куда более драматичная: продолжит работать или нет единственная школа в деревне? Закон четко определил: решение о закрытии или реорганизации должно приниматься с учетом мнения людей. Возможно, теперь получится избежать конфликтов. Для Тульской области это весьма актуально – сейчас у нас 10 школ находятся в процессе закрытия, 17 реорганизуются.
А вот детям, которые из-за особенностей здоровья отличаются от других, о школе (будь то гимназия или сельская малокомплектная) зачастую остается только мечтать – чаще всего учиться приходится на дому, вдали от сверстников. Хотя есть шанс, что ситуация вскоре изменится: в законе много внимания уделено понятию «инклюзивное образование» и те школы, которые будут разрабатывать специальные программы и интегрировать в учебный процесс таких детей, смогут рассчитывать на дополнительную поддержку. В настоящее время в Тульской области нет целевой программы развития инклюзивного образования, зато есть межведомственная региональная программа по обеспечению доступной среды. По ней в 2013 году было выделено порядка 12 миллионов рублей на оборудование зданий образовательных учреждений, например на устройство пандусов. Кое-где даже двери раздвижные появились. Но пока средства пошли главным образом на детдома, интернаты. Когда станут во всех смыслах доступными наши школы и садики, пока никто сказать не может.
Не пэтэушники,
а специалисты
Изменения в системе начального и среднего профобразования заслуживают отдельного разговора. Если совсем кратко, то начального профобразования с 1 сентября 2013 года как отдельной ступени не будет, а профлицеи и училища либо закроются, либо войдут в состав техникумов и колледжей, либо сами повысят статус.
Прокомментировать это новшество мы попросили председателя совета директоров образовательных учреждений НПО и СПО Тульской области, директора Тульского сельскохозяйственного колледжа имени И.С. Ефанова Олега Глотова.
– Важно понимать, – заметил он, – что начальное профобразование никто не собирается упразднять, просто оно становится первой ступенью среднего проф­образования. Да, реорганизация училищ неизбежна. Вы спрашиваете, будет ли она болезненной? Те учреждения, у которых хорошая материальная база, опытные преподаватели и востребованные на рынке выпускники, особо не переживают. Но есть у нас и небольшие училища, которые не могут набрать студентов, не имеют достаточных материальных ресурсов – вот там испытывают тревогу по поводу реорганизации, поскольку не знают, что их ждет после присоединения к колледжу или техникуму.
Улучшится ли качество образования после всех перемен? Думаю, да. Смотрите: в Тульской области сейчас 12 учреждений готовят ребят по сельскохозяйственным профессиям. Но техника у большинства из них старая, на новую денег нет – один современный комбайн стоит несколько миллионов. Не лучше ли объединить ресурсы так, чтобы область получила действительно хороших специалистов? Приведу пример с нашим колледжем. К нам в этом году присоединился Алексинский учебно-курсовой комбинат. Конечно, хлопот было много, документов прибавилось. Зато мы получили более четырех гектаров пахотных земель и теперь имеем возможность дать учащимся дополнительную рабочую профессию «тракторист».
Как рассказали в министерстве образования региона, для ряда училищ процесс уже подошел к концу, для других еще идет, полностью же завершить реорганизацию планируют до конца этого учебного года. Некоторые повышают свой статус, но большинство присоединяется к «старшим братьям», причем если учреждение НПО одно-единственное в муниципалитете (как, например, в Одоеве или Суворове), то его сделают подразделением другого, находящегося, скажем, в соседнем районе колледжа или техникума.
Какой вуз лучше?
В высшей школе согласно закону станет меньше категорий, имеющих льготы при зачислении. Зато бесплатным для некоторых граждан будет обучение на подготовительном отделении. Тут список льготников довольно длинный – он полностью указан в законе.
Еще одно новшество – обязательный мониторинг вузов. Прошлогодний наделал много шума и вызвал шквал критики. На сей раз критерии пересмотрели и уже в середине августа разослали по университетам. Теперь они собирают информацию. Интересно, что делать это должны не только государственные, но и частные вузы. Высказать свое мнение по этому поводу мы попросили ректора Тульского института экономики и информатики Евгения Карпова. Он сообщил, что к нему запрос из Минобрнауки уже пришел.
– Мониторинг ставит в один ряд частные и государственные вузы, – рассказал Карпов. – С одной стороны, это хорошо – теперь можно оценить и частный вуз, выявить тот, что не дает образования на должном уровне. Заведения, у которых по двести студентов и нет никакой материальной базы, дискредитируют всех нас, представителей негосударственных вузов, и нам самим это, честно говоря, надоело.
Но у мониторинга есть и другая сторона. Государственные вузы, как правило, существуют 30, 50, 70 лет, у них сложившиеся научные школы. Конечно, более молодые частные заведения отстают, они только начинают развиваться в этом направлении. Поэтому я считаю – и многие коллеги со мной солидарны, – что в отношении частных вузов мониторинг должен применять другие критерии, может быть, оценивать не сами достижения, а тот потенциал, которым обладает учебное заведение, динамику его развития.
…На самом деле «образовательных» новшеств в этом году ожидается куда больше, чем мы тут перечислили. И у каждого они свои. Анечка пойдет в детский сад, Роман – в университет, Лешка переходит в другую школу, а Ольга, у которой двое детей, все-таки решила второй раз отучиться в институте и получить любимую специальность… Но вот что интересно: какими бы разными ни были, говоря «ученым» языком, образовательные траектории, все они так или иначе зависят от нового закона.
Татьяна МОТОРИНА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему