Общество

09:00, 09 января 2015

Учить ученого

Учить ученого
 Татьяна МОТОРИНА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

75 лет исполнилось Тульскому институту повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. О том, какие знания нужны тому, кто учит сам, почему педагогические конкурсы собирают так много волонтеров и чем Тула привлекает калужских специалистов, мы побеседовали с ректором ИПК, кандидатом психологических наук доцентом Татьяной ЗОЛОТОВОЙ.

– Осенью сотрудники института ездили на московский форум «Образовательная среда» и получили там награду за презентацию о регистре качества образования Тульской области. Расскажите, пожалуйста, немного об этом проекте. Какова роль института в его реализации?
– О создании информационно-аналитической среды для образования говорилось давно. В нашем регионе она носит название «регистр качества образования». Это инструмент, который позволяет получить доступ к различной информации об образовательных учреждениях, отследить, насколько качественно они работают. Причем такой доступ получают не только управленцы и педагоги, но и родители, и сами учащиеся. Регистр был введен с нового учебного года и находится в постоянном развитии. Наш институт занимается методической поддержкой и обучением педагогов. Для этого на нашей базе создан центр информационного сопровождения инновационных проектов. Его ресурсами, кстати, пользуется не только министерство образования, но и, к примеру, медики – учатся работать с собственной информационной системой.
– Мы сейчас говорим о курсах, которые должны пройти представители каждой школы. А вообще учитель может выбирать, по какому именно направлению повышать квалификацию, какие курсы освоить?
– Есть курсы, которые связаны непосредственно с методикой того предмета, который учитель преподает. Есть программы, которые определяются, например, новыми стандартами образования. Введение стандартов обязательно предполагает повышение квалификации. Пройти такие курсы, на мой взгляд – в интересах самого учителя: без этого он не сможет эффективно внедрять стандарты, получить нужный результат. А вот помимо всего этого мы предлагаем широкий спектр так называемых спецкурсов, которые можно выбрать по своему усмотрению. И тут масса вопросов, которые интересуют наше учительство…
– Например?
– На первое место я бы, пожалуй, поставила работу с информационными технологиями. Образовательные учреждения сейчас оснащены очень хорошо. Но вот в чем дело: сам по себе компьютер или интерактивная доска не есть цель. Раньше были в школе наглядные пособия – макет, таблица. Так вот компьютер – это тоже пособие. И надо знать, не только на какую кнопку нажать, но и как увязать его использование со всей методикой преподавания. Большой интерес вызывают курсы, посвященные работе с детьми с ограниченными возможностями, вопросам патриотического воспитания, эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации учителя.
– И все эти курсы бесплатны для педагогов?
– Раз в три года работодатель обязан направить учителя на повышение квалификации. Понятно, что если я преподаю русский язык, то вряд ли пойду на курсы по математике. Но помимо методической подготовки могу выбрать спецкурс. В последнее время мы с коллегами сходимся во мнении, что тут важно учитывать запросы не только работника, но и работодателя. Он направляет сотрудника к нам учиться и должен понимать, что он получит от этого сотрудника в итоге. Поэтому мы взяли за практику взаимодействовать в этом плане и с работодателем.
– Вы говорите о том, что определенные курсы вызывают большой интерес. Означает ли это, что наши педагоги активны и готовы сами учиться чему-то новому?
– Я все-таки уверена, что да. Столько людей после курсов приходят к нам с предложением что-то развить, изменить, участвовать в каких-то мероприятиях! Могу в качестве примера привести профессиональные конкурсы, которые мы проводим, скажем, «Учитель года». Ведь они требуют огромных человеческих ресурсов. И нам помогают столько преподавателей-волонтеров! И здесь уж никак не заставить их: они не получают взамен ничего – ни денег, ни сертификатов. Но вот это желание – помочь коллегам, поделиться опытом, провести мастер-класс – есть у многих.
– Мы говорим только о больших городах и районах области?
– Я бы вообще не стала делать географического деления. Приведу пример: наши преподаватели выехали на курсы в Куркинский район и были просто поражены, какие там учителя физкультуры. Жадно поглощающие информацию, интересующиеся, задающие вопросы…
– У вас действительно широкий спектр курсов, в том числе для управленцев. Их ведут ваши педагоги или привлеченные специалисты?
– Значительную часть курсов, конечно, ведут преподаватели института. Надо отметить, что большинство из них имеют ученую степень и, что тоже очень важно, опыт работы в школе. Это заслуженные учителя или почетные работники образования, которые хорошо понимают, что нужно современному педагогу. Но мы также привлекаем множество преподавателей со стороны. В основном это представители Москвы, Санкт-Петербурга или иных городов, где хорошо проработаны те или иные проблемы. Более того, сейчас мы заключили договор с Липецким институтом развития образования и отправили туда на учебу группу управленцев, в основном заместителей директоров. Общение с другими регионами – это колоссальный опыт, который обычно дает исключительный результат.
– Имеют ли учителя возможность в рамках курсов послушать коллег из тех учреждений, где развито то или иное направление?
– Более того, практическая часть многих курсов проходит как раз на базе ведущих образовательных организаций нашего региона. У нас есть стажировочные площадки, например, по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию, математическому образованию.
– Вы упомянули о группе, которая отправилась в Липецк. Обращаются ли к тулякам представители других регионов с просьбой принять и научить?
– Совершенно неожиданно к нам пришел запрос о повышении квалификации из Калуги. Педагоги увидели дистанционный курс на нашем сайте и захотели пройти обучение. И мы с удовольствием удовлетворим этот запрос! Вообще развитие дистанционного обучения – одна из наших приоритетных задач. Речь идет о том, чтобы перевести самостоятельную работу слушателей на эту основу и с помощью сайта оценивать ее. Это позволит нам выйти и на другие регионы.
– Какие еще задачи вы считаете главными для института на сегодняшний день?
– В нашей программе развития прописано, что главная цель ИПК – реализация региональной политики в области дополнительного профессионального образования. Под этими словами мы понимаем совершенно конкретные вещи. Стремимся повысить качество услуг, которые оказывает институт. За счет чего это возможно? К новому учебному году мы обновили программы, ввели систему менеджмента качества, наши сотрудники регулярно повышают собственную квалификацию, посещая различные семинары ведущих специалистов. Планируем налаживать контакты с ведущими учеными, участвовать в проектах по получению грантов, развивать, как я уже сказала, дистанционные формы обучения… Все это мы делаем для того, чтобы помочь тульскому учительству сделать его работу более эффективной.
– Спасибо за интервью! Успехов в реализации задуманного!
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий