Общество

16:40, 19 апреля 2014

Учитель – человек азартный

Татьяна МОТОРИНА

Геннадий ПОЛЯКОВ

«Сейчас, сейчас…Вот выйдет из кабинета наш единственный мальчик, Сергей Владимирович, с ним поговорите обязательно!» − увещевают нашу репортерскую группу члены оргкомитета областного конкурса «Учитель года». На сей раз педагогическое состязание проходило в гимназии №1 города Щекино.

Как дядя Федор – это совсем не дядя, так и Сергей Владимирович – совсем не «мальчик», он в школе уже 15 лет работает. Но атмосфера в коридоре царит такая, словно взрослые тети и дядя превратились в учеников выпускных классов. К выходящему из кабинета тут же подбегают другие конкурсанты. Так и спросят сейчас: «Ну что, сильно там валят?».

− Мне кажется, я сейчас даже больше волновался, чем во время настоящей сессии, − улыбается Сергей Карпачев. − Давно никаких экзаменов не сдавал, вот и забылось это чувство.

В школе №2 города Плавск он ведет русский язык и литературу. Его прабабушка преподавала в дореволюционной гимназии в Калуге. Учителями были прадед, дед и бабушка. Но чтобы поклонники смартфонов полюбили учиться, нужны новые средства воздействия, не только накопленные прежними поколениями. Так, у его класса есть группа в соцсети, где обмен информацией идет куда бодрее, чем посредством дневника.

− Кажется, вы совсем не волнуетесь! Или напряжение спало после первого конкурсного испытания? − интересуемся мы у Сергея.

− Пожалуй, что так, − отвечает он. − Появляется азарт. А вы что, видели неазартных учителей?

К азарту прибавьте колоссальную подготовку.

− Все мы приехали на конкурс недоспавшие, − рассказывает учитель информатики из лицея №4 города Тулы Людмила Мигалина. − Хотя темы конкурсных испытаний были известны за две недели, я и большинство моих коллег смогли полноценно подготовиться буквально в последние выходные, ведь нам же надо было уделять время основным урокам и про семью не забыть. Жертвовать этим нельзя!

Тульскому педагогу расслабиться помогало неформальное общение – ведь на время конкурса всех участников селят вместе в санаторий.

Педагогическая «фишка» Мигалиной – проектная деятельность. Ее ученик-старшеклассник даже придумал программу под названием «Гиатор» − для подготовки к ГИА (итоговый экзамен в девятом классе) по информатике. «Гиатор» проверяет часть С, что недоступно для аналогов программы. Ей уже заинтересовались московские учителя.

Наше общение на конкурсе не обошлось без конфузов. Так, одна из представительниц предметного жюри, почувствовав, что беседа подходит к концу, назидательно заметила:

− А теперь вам следует сказать мне «спасибо» за интервью. Когда мы изучаем тему «средства массовой информации» на английском, я учу ребят говорить за интервью «спасибо».

Иногда учителя…немного перебарщивают. Оставаясь при этом настоящими профессионалами.

− Сейчас педагог должен показывать не только себя, но и свое учреждение, работу своего коллектива, то, как его школа вписывается в социум, − поясняет победитель регионального конкурса Учитель года Ольга Медведева, которая уже в четвертый раз принимает участие в работе жюри. − Самое главное испытание конкурса – это, безусловно, урок. Бывает, что учитель забывает от волнения какие-то методические термины, а на уроке раскрывается так, что все становится ясно.

На занятие мы пошли к учительнице из Арсеньевского района Ольге Земченковой. Две команды пятиклассников заполняли карточки, с помощью цветных магнитов составляли на доске схемы предложений, поднимали таблички с нужными буквами, терли ладошки друг о друга во время физкультминутки. И, занимаясь всем этим, повторяли правила склонения существительных и знаки препинания при однородных членах, умение находить морфемы в слове и виды связи в словосочетаниях. Дети улыбались и энергично трясли поднятыми руками.

Они, конечно, не знали, что их сегодняшняя учительница встает в пять утра, чтобы успеть на шестичасовой автобус и доехать из Арсеньево в село Литвиново, а автобус домой идет только в шесть вечера. И что в школе всего 26 учащихся, и есть некоторый процент приезжих-азербайджанцев, которые по-русски еле-еле, и их очень сложно научить. И что село потихоньку сходит на нет. И что Интернет – гость в школе редкий, появляется по своему усмотрению. Но, несмотря на все сложности, ученики Земченковой занимают призовые места в заочных всероссийских олимпиадах и конкурсах.

− Я сложно с людьми схожусь, и когда пришла работать, мне было непросто, − признается Ольга. − Но потом…пропустила учеников через сердце, почувствовала, что все 26 – тоже в какой-то степени мои дети, и все наладилось.

Как часто сейчас говорится о том, что учителя должны «быть современными» и «не отставать от учеников». Но, будучи на уроке, отчетливо понимаешь – задачи у педагогов остались те же, что во время прабабушки Сергея Карпачева: учить детей думать, общаться, постигать мир через что-то приятное на слух, глаз, ощупь, как, например, цветные магниты на доске. А потрогать планшет дети и сами смогут.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий