Общество

19:46, 01 февраля 2016

Учитель с задней парты

Учитель  с задней парты
 Анастасия КАЛИНИНА

С первых секунд ясно, что педагог по информатике Татьяна Гореликова на уроке чувствует себя как рыба в воде – свободно, комфортно, уверенно и счастливо. Она раздает ребятам задания, поясняет возникающие в ходе его выполнения сложности и, пока они самостоятельно вгрызаются в теорию, выкраивает несколько минут для общения с прессой.

Причина интереса со стороны СМИ – Татьяна Владимировна является победителем регионального этапа профессионального конкурса «Педагогический дебют–2016» в номинации «Молодые учителя».
– Как я стала учителем? На самом деле это очень длинная история. Я – ребенок задней парты, моя мама учитель химии. Маленькой я часто сидела у нее на уроках позади остальных школьников. И с тех пор во мне боролись два чувства – мне хотелось быть педагогом, но знала, чем это чревато, – смеется Татьяна. – Ведь учитель должен полностью посвятить всю свою жизнь работе, отодвинув личное на второй план. Поэтому я от профессии лет 10 «убегала».
Уровень образования, полученного в тульском лицее №2, позволил 16-летней девушке выбирать между самыми лучшими вузами страны.
– Тогда мне хотелось покорять мир, открывать его для себя целиком. Поступила в Питер, в университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича...
Девушка успешно отучилась пять лет, пошла работать программистом. Заскучала, получила второе высшее образование. А когда года три назад встал вопрос о поиске нового места работы, Татьяна восприняла это как шанс попробовать себя в школе, вернулась из Северной столицы домой, в Тулу. Пришла в родной лицей, где ее приняли с радостью. И вот она учит детей основам языков программирования, решению логических задач и алгоритмов и всему тому, без чего в современной жизни ни одному специалисту уже не обойтись.
Когда руководство лицея предложило Татьяне попытать силы в конкурсе, по-хорошему амбициозная, она согласилась не раздумывая. Первый этап по одной из четырех номинаций – заочный – прошла шутя. И отправилась в Плавск, где педагогическим словом и делом доказывала свои знания, умения и навыки. С Татьяной состязались еще пятеро не менее талантливых учителей.
В первый день конкурсанты приняли участие в торжественном открытии и после него познакомились с учащимися, перед которыми предстояло провести открытые уроки.
– Дети класса, который мне достался, были просто чудесными. 9-в класс школы № 2 Плавска очень поддерживал меня. К нам были очень добры и директор учреждения – Галина Алексеевна Сидор, и глава администрации Плавского района Александр Васильевич Бородин – настоящий радушный хозяин.
Выбирали тему урока конкурсанты в соответствии с программой. После открытого занятия – новое состязание, самопрезентация «Это у меня получается лучше всего». На конкурсе Гореликова представляла свои разработки, среди которых – система поощрения пятиклассников «Динозаврики» и программа генерации заданий для подготовки к основному государственному экзамену. Все педагоги продемонстрировали свои навыки и оригинальные находки, представили проекты, которые они реализуют в педагогической деятельности. И хотя Татьяна говорит, что сама многому училась, выписывая самые интересные методики и находки конкурентов в блокнот, жюри покорила именно ее уверенность в себе. На третий день конкурса в местном ДК учителя выступали с докладами по проблемам современного образования. Татьяна выбрала тему, смежную с ее научной работой в аспирантуре, и рассказала собравшимся о политике информационной безопасности образовательного учреждения.
По итогам всех состязаний в номинации «Молодые учителя» абсолютным победителем и дипломантом I степени стала Татьяна Гореликова, педагог тульского лицея № 2 им. Слободского. Лучшим педагогом дополнительного образования признан Павел Крохин – из Новомосковского центра внешкольной работы.
В номинации «Молодые психологи» победила также жительница города химиков Ирина Гудина, сотрудница детского сада № 9 «Родничок». Лучше всех из молодых руководителей школ выступила Ирина Гречишкина, директор Рассветской основной школы Веневского района.
Награды победителям конкурса вручила министр образования области Оксана Осташко. Финалисты получили подарки от спонсоров и Института повышения квалификации педработников. Теперь их ждет новый рубеж – всероссийские состязания.
– Сейчас все говорят, что профессия учителя невостребована, непопулярна. Но есть целый комплекс мер как в масштабе страны, так и на уровне регионального правительства, чтобы привлечь и поощрить молодых специалистов. Это и ипотечное кредитование, и выплаты молодым сельским учителям, и многое другое. В частности – вот такие профессиональные конкурсы. В «Педагогическом дебюте» принимают участие те, чей стаж работы не более трех лет. Для многих из них – это шаг по карьерной лестнице. К примеру, одна из победителей прошлого года стала замом в своей школе и попала в кадровый резерв правительства Тульской области, ­– пояснила цели конкурса директор департамента образования Тульской области Алевтина Шевелева.
Что касается Татьяны Владимировны – у нее есть и другие, личные цели и рубежи, которые предстоит преодолеть. Привыкшая все делать скрупулезно, 28-летняя женщина поступила в аспирантуру педагогического вуза, чтобы и в документах иметь звание учителя. А еще победительница переживает за своих первых выпускников, которым предстоит в этом году сдавать первый для нее ЕГЭ.
– О том, какие знания сегодня нужны выпускникам, размышлять не приходится. Нам все диктуют образовательные стандарты. И сейчас ребятам в школе преподают то, что мы изучали на втором–третьем курсе вуза. Ученикам своим рассказываю, что, кем бы они ни стали, элементарные навыки программирования всегда обеспечат им кусок хлеба. Знание Паскаля как базового языка, понимание алгоритмов и логики написания кода позволят легко овладеть многими другими языками самостоятельно, случись такая необходимость, а это то, что не оставит вас без работы никогда, – завершает беседу Татьяна Гореликова.

Ранее на тему