Общество

14:05, 23 ноября 2018

Уходящие и провожающие

В семье, где есть тяжелый, в особенности неизлечимый больной, поселяется особое горе. Оно как черная дыра втягивает в себя близких, и еще неизвестно, кто сильнее страдает. Чем самоотверженнее родные ухаживают за больным, чем больше для него делают, тем острее переживают потерю, не в силах смириться, даже когда утрата произошла и ничего уже нельзя изменить.

Екатерина ГАРБУЗОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Пережить горе надо уметь. Мало кто знает, что у нас есть место, где этому учат. В Тульском областном хосписе уже несколько лет действует школа для людей, имеющих тяжелобольных родственников. Работает она совершенно не так, как другие пациентские школы – для астматиков, гипертоников, например. Ведь каждый случай, с которым здесь сталкиваются, – особый. И отсюда – особое расписание, особые приемы.
О школе в хосписе мы беседовали с исполняющей обязанности главного врача Еленой Попониной.

Надо однажды остановиться
– Наша школа паллиативной помощи специфична, не похожа ни на какую другую, – говорит Елена Евгеньевна. – В хосписе – самые тяжелые больные, у которых зачастую нет надежды на выздоровление. И мы просто обязаны постоянно контактировать с родственниками: они играют главную роль в обеспечении комфорта – физического, морального. Но чтобы они адекватно вели себя в отношении больного, надо сперва помочь им самим, а это непросто.
Когда состояние больного становится совсем тяжелым, в домашних условиях родственники уже не справляются. Ситуация выходит из-под контроля, и волей-неволей приходится везти в хоспис. Сегодня в обществе такое решение не порицают. К тому же бывают ситуации, когда только пребывание в этом специфическом учреждении может облегчить участь больного.
Состояния, когда домашние чувствуют полное бессилие, возникают по разным причинам. У больного усилился болевой синдром, усугубились пролежни, нарастает интоксикация опухолью, возник отек мозга или отек легких… Даже просто перестелить, искупать грузного больного, особенно если в доме нет элементарных удобств, очень, очень сложно.
Главная проблема – боль. Она бывает такой силы, что без снятия или хотя бы уменьшения болевого синдрома ни о каком облегчении состояния речь вообще идти не может. И банальной выписки медицинских наркотиков в поликлинике тут может быть абсолютно недостаточно. Боль – явление строго индивидуальное. У каждого свой порог, на каждого обезболивающие препараты действуют по-разному. Их нужно специально подбирать, а методиками, да и возможностями участковые поликлиники не располагают. Недаром специалисты хосписа посредством телемедицины регулярно консультируют врачей лечебных учреждений, как помочь тому или иному больному.
– Мы подбираем адекватное обезболивание, купируем тягостные симптомы, такие как тошнота, рвота, одышка, и обеспечиваем поддерживающую терапию, – рассказывает Елена Попонина. – Тяжелейшие состояния больных могут быть вызваны не только заболеванием, но и лечением. Они прошли все – операцию, лучи, химию. Организм сломлен, утрачивает возможность последних функций. И мы говорим родственникам: надо однажды остановиться. Вы сделали все, что могли. Теперь наша задача добиться стабилизации, чтобы какое-то время больной не чувствовал ухудшения состояния. Пусть отдохнет.

Чувство вины
Некоторые родственники не оставляют близких и в хосписе, находясь с ними неотлучно до самого конца, или же бывают рядом по нескольку часов ежедневно. Основная работа школы паллиативной помощи – как раз с ними, людьми, которым предстоит утрата. Бич самых ответственных и самоотверженных – жесточайшее чувство вины. Им все кажется, что они чего-то недоделали, недосмотрели, не нашли вовремя нужной информации, не туда обратились, последовали не тем рекомендациям. А ведь на самом деле они совершили настоящий подвиг, сделали куда больше необходимого. Проблема в том, что вылечить можно далеко не всегда. Но помочь – можно. И здесь главная задача – снять у родственника чувство вины и перенаправить усилия на паллиативную помощь. Ведь именно, и только, в ней сейчас нуждается уходящий.
Люди разные, удается снять чувство вины далеко не всегда, и на глазах сотрудников госпиталя иногда разворачиваются настоящие трагедии – родственнику приходится сочувствовать даже больше, чем тому, за кем он ходит. Но для большинства настоятельные рекомендации принять ситуацию такой, какова она есть, оказываются спасательным кругом. «Если б не вы, я бы, наверное, сошел с ума», – говорят они, когда все уже позади.
Школа для родственников официально работает по четвергам. Реально же она вообще не закрывается. Можно разговаривать с человеком несколько раз в день, оказывая психологическую помощь, обучая приемам ухода. Тематические занятия с использованием наглядных пособий проходят. Вот некоторые темы: «Уход за кожными покровами у больных сахарным диабетом», «Профилактика и лечение пролежней», «Уход и наблюдение за больными с деменцией». Но когда состояние больного ухудшается, приходится обучать уже новым приемам. Так что курс обучения постоянно меняется.

Очно-заочно
Если больного удалось стабилизировать, его можно выписать домой. Хотя бы на время. Дома и стены помогают, а хорошее настроение в таком положении – едва ли не главная ценность. При необходимости работа школы продолжается уже заочно, по телефону. Вопросов возникает масса: обезболивание пришлось усилить и состояние изменилось, как быть? В случае необходимости Елена Попонина выезжает к больному на дом, чтобы проконсультировать и оставить рекомендации.
В хосписе работает круглосуточная горячая линия, можно задать вопрос и по теме обезболивания, и по уходу – в его любом аспекте. В том числе – записать уходящего на плановую госпитализацию, если его состояние вновь этого требует.
Телефон горячей линии
Тульского областного хосписа –
8 (487-51) 33-1-87

Телефон главного специалиста по паллиативной помощи
Тульской области –
8 (487-51) 33-1-88


0 комментариев
, чтобы оставить комментарий