Общество

19:01, 31 мая 2016

«Умер после 55 минут жизни»


 Сергей МИТРОФАНОВ
  с сайта allaircraft.ru

Отечественные архивы, в которых сейчас активно идет процесс рассекречивания документов, с одной стороны, радуют исследователей ранее неизвестными широкой публике удивительными фактами. А с другой – довольно часто заставляют ломать голову над сложнейшими загадками из далекого прошлого. Одна из них касается судьбы советского авиатора, погибшего в 1942 году в районе Тулы – но не по вине гитлеровцев, а по воле злого рока... Самое интересное в этой истории то, что пока никто точно не знает, как правильно пишется фамилия летчика и где он похоронен!

Яковлев без колпака
На сайте pamyat-naroda.ru, где Центральный архив Министерства обороны России сейчас размещает уникальные оперативные сводки, отчеты, рапорты, донесения и другие фронтовые документы, не так давно появился в открытом доступе журнал боевых действий 10-й смешанной авиационной дивизии.
В нем сообщается, что 12 января 1942 года сталинские соколы в течение дня уничтожали войска противника на территории нынешней Калужской области – в центре и на южной окраине города Сухиничи. А также производили разведку движения вражеских резервов в направлении Юхнова, Спас-Деменска, Дятькова и станции Чипляево. Кроме того, советские летчики прикрывали наземные войска в районах Калуги и Утешева. Тогда было произведено 19 самолетовылетов, из которых 10 – на уничтожение противника, 2 – на разведку и 7 – на прикрытие. Общий налет составил 16 часов 40 минут.
В результате бомбардировки с высот от 50 до 200 метров нашими авиаторами было уничтожено до четырех взводов пехоты, до восьми крытых автомашин, кое-где на земле возникли пожары.
В журнале боевых действий не без гордости отмечается: «Задача выполнена». И это притом что не все авиамашины принимали в этом участие. Так, в 10 часов 30 минут самолет Пе-3 летчика младшего лейтенанта Яковлева возвратился на базу, недолетев до цели – из-за срыва колпака. При этом краснозвездная авиамашина была обстреляна. Несмотря на ранения, Яковлев произвел посадку с бомбами на свой аэродром отлично.

Стрельба по своим
А в 13 часов 5 минут по самолету противника Ю-88, сбросившему бомбы на территорию вокзала города Тулы, был открыт с земли зенитно-артиллерийский огонь. В это самое время возвращалось с боевого задания звено советских тяжелых истребителей Пе-3 капитана Костюченко и при развороте на посадку – вот конфуз! – попало в зону огня наших зенитчиков. В том звене находился и летчик Радин.
При втором заходе на посадку самолет Радина по неизвестной причине на высоте 20 метров развернулся, задел провода и потерпел аварию… «Летчик Радин после 55 минут жизни умер. Штурман ранен, отправлен в госпиталь», – сказано в журнале боевых действий. Кстати, в этот же день авиация люфтваффе отметилась в районе Тулы еще раз – в 14 часов один вражеский самолет-разведчик на высоте четыре километра производил разведку оружейной столицы и аэродрома Мясново.
Хватало «приключений» 12 января 42-го и у других наших авиаторов. Так, капитан Костюченко из-за отказа обоих моторов произвел посадку на «живот» у деревни Михальково (возможно, правильно Михалково), экипаж не пострадал, а вот самолет подлежал ремонту…
А в 12 часов 35 минут при вылете на задание один истребитель ЛаГГ-3 из-за глубокого снежного покрова «пошел на нос», самолет оторвался от земли и на малой скорости с высоты 5 метров упал на левую плоскость. В результате этого воздушного ЧП у истребителя была поломана правая нога шасси, погнут винт и сломана консоль левой плоскости. Сам летчик не пострадал.
А другой пилот лейтенант Ерхов на ЛаГГ-3 при разбеге из-за глубокого снега погнул обтекатель правой ноги самолета, который разрезал покрышку. Авиатор вовремя это заметил – и взлет прекратил.

И на одном моторе…
Что же в наши дни удалось узнать о личности пилота, погибшего при нелепых обстоятельствах? Интернет-источник www.obd-memorial.ru указывает: Николай Афанасьевич Радин, младший лейтенант (по другим данным – лейтенант), пилот 10-й САД 50-й армии, 12 января 1942 года погиб при возвращении с боевого задания при катастрофе. Диагноз – ранение черепа и грудной клетки. Похоронен 15 января. Но по другим архивным данным, он умер от ран в феврале 1942-го! А сведений о месте захоронения Радина нет.
А вот Родина – есть! Именно под такой фамилией летчик – младший лейтенант, 1921 года рождения – проходит в учетной карточке воинского захоронения на городском Всехсвятском кладбище Тулы… Вот такая прослеживается путаница в документах, касающихся судьбы одного и того же человека. Но и это еще не все. Имеются данные, что пилот Радин, он же Родин, похоронен в поселке Мясново!
Что еще мы знаем об этом пилоте? В журнале боевых действий 10-й смешанной авиационной дивизии сказано, что 5 января 1942 года 11 самолетов Пе-3 и 12 ЛаГГ-3 перелетели с аэродрома Ногинск и благополучно произвели посадку (Пе-3 с бомбами на борту!) на аэродроме Тула (Мясново). У Пе-3 пилота Родина в тот день заклинил мотор, и от Серпухова до оружейной столицы самолет летел на одном моторе – и при этом сел отлично. Но уже через несколько дней фронтовая удача от летчика отвернулась…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий