Общество

21:14, 20 сентября 2012

Управляют или правят?

Спокойное течение жизни управляющих компаний за счет населения, похоже, не в состоянии нарушить ничто: ни необходимость заботиться о цивилизованном виде дворов, ни обязанность поддерживать чистоту в подъездах или вывозить мусор...
О проведении текущего ремонта и говорить не приходится. Тем не менее к концу каждого года жители получают письма с отчетами о проделанной работе. Цифры есть, а результата не видно. О том, как оценивается качество работы УК в Туле и области, а также о том, есть ли возможность как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, корреспондент «ТИ» побеседовал с руководителем региональной жилищной инспекции Александром Воробьевым. 
Как в целом оценивается ситуация с управляющими компаниями в регионе?
– Ни в Туле, ни в Тульской области нет такой УК, на которую все должны равняться. У нас их работа похожа на деятельность ЖЭКов и ЖКУ. Образно говоря, собственникам жилья приходится уговаривать: «Сделайте хоть что-нибудь за мои деньги!» Но ведь так быть не должно. И именно поэтому законодательно предусмотрена возможность выбора управляющей компании: если она не устраивает граждан по тем или иным показателям, то ее меняют. – Относительно выбора: насколько законно прошло разделение Управляющей компании Тулы на шесть дочерних организаций-правопреемников? – Мы не можем говорить, насколько законно само разделение. На это есть налоговые органы, кредиторы. Если последние считают, что их права нарушаются, они могут оспорить реорганизацию. Но мы можем сказать, что при разделении договоры управления не могут быть просто переданы компаниям-правопреемникам без учета мнения владельцев жилья. Жилищный кодекс этого не разрешает. При этом УК не вправе самостоятельно отказаться от управления домами, равно как и понудить собственников к управлению домом определенной компанией. Если бы было проведено общее собрание и выражено мнение собственников – вопросов нет, но в данной ситуации мы обратились в суд. – Каждая управляющая компания должна отчитываться за потраченные ею деньги. Насколько охотно исполняется требование закона раскрывать информацию? – Есть стандарт раскрытия, формально они его придерживаются. Но в любом случае по каждой компании-правопреемнику существуют определенные нарушения. Мы составили по этим фактам протоколы, вынесли постановления о привлечении к административной ответственности, а компании не ленятся оспаривать их в суде. В законную силу решения судов еще не вступили. Однако я считаю, что информация должна раскрываться по каждому дому, а не в целом. – Другими словами, все сводится к тому, чтобы работа компаний была прозрачной и любой житель был в курсе, на что тратятся его деньги. А были такие случаи, когда людям отказывали в предоставлении нужной информации? – Чаще такое встречается в товариществах собственников жилья. В управляющих компаниях – если только косвенно. Как правило, они действуют в рамках Жилищного кодекса и Постановления Правительства РФ № 731, которые регламентируют порядок раскрытия информации. Но дело ведь не в формальностях. В последнее время жалоб стало больше: по уборке придомовых территорий, по вывозу мусора, протекающим крышам, проблемам с канализацией… Вы давно видели, чтобы дворник поливал двор? Чтобы мыли подъезды? А по правилам, установленным постановлением Госстроя, УК обязаны это делать. О чем четко высказался Высший арбитражный суд. – Получается, чтобы понудить управляющие компании заниматься содержанием жилья, необходимы предписания. Без них работа не ведется? – У нас фактически существуют управляющие компании, которым платится какая-то часть средств, собранных с жильцов, но львиная доля денег идет на содержание аппарата самой УК, вместо того чтобы вкладывать эти средства в жилой фонд. Мы начали собирать статистику: сколько сделано работ, на какую сумму по каждому акту и предписанию. Но на самом деле этого еще недостаточно. Мы и дальше будем требовать от всех компаний региона тратить деньги на проведение текущего ремонта. – Есть ли в области компании, которые работают без предписаний? – Ну, нельзя сказать, чтобы совсем без предписаний, однако у некоторых компаний положительная тенденция намечается. Одна такая организация появилась в Туле недавно, она по конкурсу выиграла управление рядом домов. – Если жильцов категорически не устраивает компания, управляющая их домом, что им дальше делать? Что необходимо для смены формы управления и в чем преимущество ТСЖ? – Там, где собственники едины, поменять форму управления не составляет труда. Надо собрать всех и на общем собрании принять решение о создании товарищества собственников жилья, выбрать председателя, правление и ревизионную комиссию. Про­цедура смены и передачи документов займет чуть больше двух месяцев. А о том, как организовать работу ТСЖ, сейчас выпускается достаточно много журналов, есть специальные сайты, на которых прописан алгоритм действий. Если все же остаются вопросы, можно обратиться в жилищную инспекцию: наши сотрудники проинструктируют и ответят на все вопросы. Заключить же договоры с подрядными организациями – не такая сложная процедура. Основное преимущество ТСЖ очевидно – экономия средств на оплату труда целого ряда сотрудников управляющих компаний и направление этих денег на содержание жилья. – Какая-то поддержка ТСЖ оказывается? – Да, безусловно. В муниципалитетах есть грантовые программы. Каждое ТСЖ вправе участвовать в конкурсах, победители получают средства, которые можно вложить, например, в благоустройство придомовой территории или в ремонт. Вероника ПИРОГОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему