Общество

20:10, 15 декабря 2014

Урок Конституции: как не перепутать права и обязанности

 Людмила ИВАНОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

На этом уроке не вызывали к доске, не проверяли домашнее задание и не ставили оценок. Двое «учителей», пришедших в лицей № 3 города Тулы, преследовали иную цель: напомнить старшеклассникам основные статьи Конституции России. Кто-то из читателей наверняка подумает: «Бедные дети! Это же 45 минут скукотищи!» И ошибется. Потому что урок прошел на одном дыхании. Здесь были и минуты раздумья, и возгласы удивления, и громкий смех.

Первого заместителя председателя Тульской городской думы Татьяну Ларину и ее коллегу, доктора наук, директора института права и управления ТулГУ Александра Головина лицеисты встретили аплодисментами. Это и понятно: одиннадцатиклассники занимаются на театральном и хореографическом отделениях. Впрочем, и сейчас, и потом – когда эти ребята станут артистами, учителями, врачами, инженерами, – они должны знать Основной Закон Российской Федерации, чтобы грамотно пользоваться правами и выполнять обязанности граждан нашей великой страны.
– Конституция России появилась ровно 21 год назад, – напомнил ребятам Александр Юрьевич. – Я в то время только-только поступил в вуз, а так как не вступил в комсомол в школе, должен был сделать это в начале учебного года в институте. Но в августе произошел путч, в сентябре организации под названием ВЛКСМ не стало… Время в стране было непростое. СССР развалился, 15 братских республик превратились в самостоятельные государства, подчас настроенные друг к другу совсем недружественно. Страдала и экономика страны. Царила инфляция: на декабрьскую зарплату милиционера или военного в январе можно было купить только шоколадку. В это жесткое время и появилась Конституция России. В настоящий момент в нее внесены лишь незначительные изменения, и мы можем гордиться этим…
Размышляя над прошлым страны и мира, ребята вспоминали, при каких обстоятельствах появлялись Конституции других стран. Зашел разговор о разделах и статьях Основного Закона. Одна из них закрепляет за каждым из нас свободу слова.
– Все вы активно пользуетесь социальными сетями, – обратился к ребятам Александр Головин. – Наверняка встречали на страницах и фашистскую символику. Если прошли мимо – хорошо, а если заретвитили – приготовьтесь к тому, что придется ответить по закону, потому что вы спутали свободу слова с экстремизмом. Кстати, 80 процентов преступлений на этой почве совершает именно молодежь.
Ребята задумываются.
– В одной школе мне задали вопрос: «В Конституции говорится о свободе передвижения, а учителя нам запрещают бегать на переменке в ларек за шоколадкой! Значит, они нарушают наши права?» – вбрасывает очередную тему для обсуждения Александр Головин.
Этот «мяч» театралы с легкостью отбивают:
– Пока ученик находится в школе, ответственность за его жизнь и здоровье несут учителя. А если родители разрешают своему ребенку бегать по магазинам и рисковать жизнью, то должны написать соответствующую расписку.
За время необычного урока школьники успели поговорить о советских спекулянтах и российских бизнесменах, о партиях и современных законотворцах, о ЕГЭ и планах на будущее.
– Конечно, на уроках истории и обществознания мы многое узнаем о Конституции и ее статьях. Но пообщаться вживую с доктором наук удается не каждый день. Очень понравилось, что разговор шел на равных, наверное, поэтому всем было так интересно, – поделилась с нами одиннадцатиклассница Мария Пирожкова после того, как прозвенел звонок на перемену.
Татьяна Ларина выразила огромную благодарность учителям за содействие в проведении неформального мероприятия.
– Ребята очень информированные, они не боятся искать ответы, задают сложные, необычные вопросы, которые порой и нас толкают на размышления, – сказала она. – Это уже четвертая школа, в которой мы провели подобные уроки. Кстати, следующую встречу с учащимися мы намерены организовать в стенах городской Думы. Ребята придут к нам в гости, чтобы посмотреть, как устроена работа аппарата, как вносятся, обсуждаются и принимаются решения, каким образом реализуется принцип местного самоуправления и проходят заседания.
– Такие уроки нужны,
во-пер­вых, потому, что идет ознакомление с основополагающим законом государства. Во-вторых, наши школьники  узнают определенные вехи истории, в период которых принимались Конституции, основные положения, которые оказываются особо интересными ребятам в силу возраста и формирования жизненной позиции. В-третьих, это патриотическое воспитание, которое сегодня снова очень актуально. И, конечно, подобные уроки повышают правовую грамотность школьников, которая должна соответствовать современному уровню жизни. Ребята должны хорошо знать права и обязанности, закрепленные в Конституции, пользоваться ими и исполнять их. И помнить, что на страже Основного Закона стоит наше государство, – заключил Александр Головин.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему