Рекламный баннер.

Общество

09:00, 04 октября 2013

Уроки с поссумом и тараканами

Уроки с поссумом и тараканами
Кавказские скальные ящерицы и паук-птицеед, африканские красноухие черепахи, забавные дегу и реликтовая панцирная щука… В природе эти виды обитают в разных местах, а в кабинете биологии тульского химического лицея вполне мирно соседствуют, населяя клетки и аквариумы. Каждую перемену в учебную аудиторию приходят школьники разных возрастов – посмотреть на своих любимцев, побыть в этой удивительной для постороннего человека атмосфере «классных джунглей», просто отдохнуть. 

– Этой коллекции несколько лет, – рассказывает учитель биологии, заслуженный учитель РФ Татьяна Максимова. – Началось все со школьников, которым хотелось завести каких-то интересных животных. Я бы сама не взвалила на себя такой груз, потому что это требует постоянной заботы. Но постепенно у меня тоже появился азарт, потому что я поняла – это очень удобно использовать на уроках. 

Например, при изучении моллюсков каждый ребенок может взять в руки гигантскую улитку ахатину, понаблюдать, как она двигается, как происходит процесс питания. Или, скажем, насекомые. Внушительного размера тараканы – мадагаскарские или кубинские – сажаются в чашки Петри (специальная лабораторная посуда), и их уже можно рассмотреть со всех сторон, не причинив насекомому совершенно никакого вреда. Если не страшно – разрешается и в руки взять. 

– Здесь в первую очередь материал для занятий, – говорит Татьяна Владимировна. – Можно познакомить детей и с животным миром Тульской области – вот у нас живет озерная лягушка. Вообще, как правило, в неволе намного лучше содержатся тропические виды, но эта лягушка исключение. 

Несмотря на стихийное возникновение этого живого уголка, все его обитатели прошли строгий отбор – здесь не водятся те, кто может стать источником угрозы здоровью детей, вызвать аллергическую реакцию или просто нарушить атмосферу учебного кабинета неприятными запахами или резкими звуками.

– Вот любимцы публики шиншиллы – они сейчас спят, для бодрствования предпочитают вечернее время, – продолжает экскурсию Татьяна Максимова. – Ребята очень любят за ними ухаживать, наблюдать. Мы их обычно выпускаем, и они бегают по кабинету, а потом сами возвращаются в клетку, хотя иногда их приходится ловить. А самые ценные экземпляры, конечно, здесь: это сахарные поссумы родом из Австралии – единственные сумчатые, которых разводят в домашних условиях. Они приехали к нам из Санкт-Петербурга. В прыжке поссумы расправляют перепонки между лапами и таким образом умудряются летать на большие расстояния. Пару раз они убегали, летали по всему кабинету, нам пришлось их ловить. Это новые поступления дегу – дети дали им клички Чип и Дейл. Два весельчака, обычно прыгают в колесе… 

Пока мы разговариваем, в класс приходят все новые ребята. На нашу репортерскую группу внимания они не обращают – происходящее в клетках занимает их полностью. 

– Лера, найди змея, – просит Татьяна Владимировна старшеклассницу. – Последний раз я его видела в черепе. Девочка открывает старый скрипучий шкаф, хранящий школьную историю, множество разных мелочей и загадочное пресмыкающееся. – У нас здесь живет весьма симпатичный гибрид молочной змеи и полоза, он очень дружелюбный, ребята любят его рассматривать, – улыбается Татьяна Владимировна. – У него в шкафу много убежищ… Нет, видимо, не покажется вам змей сегодня. 

Надо сказать, мы не особенно расстроились и были вознаграждены зрелищем полета поссума, а заодно понаблюдали за панцирной щукой – этот вид жил на Земле еще 170 миллионов лет назад – и другими «жителями» необычного кабинета. Назвать точное число обитающих здесь животных юные биологи затруднились. 

– Мы сейчас с детьми работаем над созданием паспорта каждого животного, – говорит преподаватель. – Там будет указано название вида, кличка, откуда оно родом, как за ним ухаживать и так далее. Лера Прокина станет координатором этого проекта. 

Вместе с педагогом Валерия давно занимается исследовательской деятельностью. В августе нынешнего года их совместно разработанные тезисы о возможностях кабинета биологии были опубликованы в сборнике по итогам всероссийского конгресса молодых ученых-биологов «Симбиоз-Россия – 2013». 

– Лера уже сейчас мне помогает как настоящий учитель, – с гордостью говорит Татьяна Владимировна. – Это ответственный взрослый человек, на которого можно оставить весь этот зверинец на время моего отъезда. В школе она ведет кружок биологии. Мне кажется, это здорово, когда старшие учат младших – те гораздо лучше прислушиваются, у них быстрее возникает взаимопонимание. 

Многие ученики химлицея увлечены профильными предметами всерьез и надолго. Так, двенадцатилетний Ваня Обрящиков намерен стать врачом (вполне возможно, педиатром) и свободное время посвящает двум хобби – игре на скрипке и изучению микроорганизмов. 

– Мне нравится работать с микроскопом, смотреть на клетки, микроскопических животных, изучать их, – делится Иван. 

А сделанные им видеозаписи Татьяна Максимова подумывает использовать как наглядное пособие на уроках. 

– Мы стараемся, чтобы технические средства обучения оптимально сочетались с естественными объектами, а не заменяли их, постоянно ведем практическую работу. Эта система вполне эффективна, – уверена педагог. Результаты выпускников, олимпиадников показывают, что все это не зря. Биологию нельзя преподавать по книжкам и картинкам, потому что это наука о живом. А если ребенку интересен предмет, он обязательно будет хорошо учиться. 
Елена КОЛОБАЕВА 
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА
Фоторепортаж здесь
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий