Общество

18:26, 21 октября 2015

В мире цифровых человечков

 Нелли ЧУКАНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

–Давай я почитаю тебе книжку, – предлагаю четырехлетнему сыну.
–Нет. Книжки – это для маленьких. Я лучше поиграю в планшет! – отвечает кроха.

Да, как и многие современные родители, мы позволяем ребенку пользоваться гаджетами. И порой только диву даемся, насколько ловко он управляется с ними чуть ли не с пеленок. С помощью специальных обучающих программ для малышей мы освоили названия цветов, а теперь учимся считать, запоминаем буквы и английские слова. Собираем пазлы, развиваем внимание и память. Мультики смотрим преимущественно отечественные, причем не только развлекательные, но и познавательные. Ну а если диснеевские, то только старую и относительно добрую классику.

На защите детства
Пока ребенок маленький, он полностью подконтролен родителям. Но всегда ли мы интересуемся, какие сайты посещают, в какие компьютерные игры играют, что смотрят по телевизору те, кто чуть старше, и задумываемся ли, к каким последствиям может привести отсутствие родительского контроля?
О том, как защитить детей от потока обрушивающегося на них с экранов и мониторов негатива, говорили в ходе межрегиональной научно-практической конференции «Защита детей от вредной информации», состоявшейся в городе оружейников по инициативе уполномоченного по правам ребенка в Тульской области Наталии Зыковой.
Из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Калуги и, конечно, нашего региона съехались уполномоченные по правам ребенка,  представители правоохранительных органов и прокуратуры, ученые, педагоги, психологи, священники, неравнодушные общественики.
Приветствуя собравшихся от имени губернатора, министр труда и социальной защиты Марина Левина отметила, что, по информации Центра безопасности Интернета, до 14 миллионов российских детей в возрасте до четырнадцати лет активно пользуются услугами Сети и более половины из них просматривают сайты нежелательного содержания. А порядка 16 процентов юных пользователей уже подвержены игровой зависимости.

Живи быстро…
Сайты нежелательного содержания – это, заметим, не только порнография, пропаганда жестокости и насилия или информация экстремистского характера. Россия сегодня занимает лидирующее место в Европе по количеству детских суицидов, и доказано, что в большинстве случаев роковое решение принимается ребенком под воздействием угнетающей психику информации. Более того, избрав жертву, какой-нибудь садист или их сообщество могут на протяжении длительного времени целенаправленно травить мальчишку или девчонку с помощью социальных сетей, доводя до принятия трагического решения. А родители и знать не будут, в чем причина подавленного состояния недоросля, ведь вроде бы и дома, и в школе у него до поры до времени все в порядке.
Свою лепту в распространение суицидальных настроений среди тинейджеров вносят даже на первый взгляд безобидные компьютерные игры. «Живи быстро, умри молодым и оставь после себя красивый виртуальный труп», – обращаются создатели одной из таких игрушек к своим юным потребителям.
– Компьютерные игры – это не только развлечение для детей, но и мощнейшее оружие в информационной войне, развернутой сегодня против нашей страны и ее граждан, – считает член Общественного совета при уполномоченном по правам ребенка при Президенте России Татьяна Шишова. – Фактически это поведенческие тренажеры. Изо дня в день выполняя действия по чьей-то воле, юный человек и не понимает, что становится зависимым, легко управляемым. Создатели игр закладывают в неокрепшие умы определенные стереотипы и установки, приучают детей не слушаться родителей и педагогов и даже открыто бунтовать против них. «Мир игры един. Общайся только с теми, кто играет в такую же игру, а на других не обращай внимания», – призывают они.
Даже если ребенок предпочитает исключительно позитивные игры, необходимо строго дозировать время его нахождения у монитора. По наблюдениям медиков и психологов, дети, чрезмерно увлеченные таким занятием, становятся рассеянными и невнимательными, плохо усваивают школьную программу, у них развиваются болезни сердечно-сосудистой, нервной системы и зрения.
Ну а если недоросль увлечен агрессивными компьютерными играми, у него может возникнуть и так называемое «оледенение сердца».
– Агрессия не всегда вызывает агрессию. Ребенок, наблюдая сцены убийства и насилия, не обязательно превратится в кровожадного монстра. Как ответная реакция в нем скорее зародится «окаменелое нечувствие», – считает детский психолог, глава комиссии по информационной безопасности при уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Ирина Медведева. – И ему станут совершенно безразличны чувства и чаяния окружающих, даже самых близких людей. А это уже прямая угроза психическому здоровью растущего человека.

Играть
и не доиграться
У нас нет обязательной экспертизы не только игр, но и игрушек, а потому магазинные полки буквально заполонили всевозможные чудища и страшилища. Вместо милых заек и мишек – одноглазые, но многоногие и многорукие монстры мрачных оттенков, инопланетяне, ведьмы, домовые да лешие.
Еще не так давно общественность протестовала против куклы Барби – мол, не те дает девочкам ориентиры в жизни, призывает их становиться худосочными бездетными анорексичками, а не здоровыми многодетными матерями. А как вам кукла-покойница в саване и роскошном черном бархатном гробу со стразами?
– Играя с такими куклами, ребенок привыкает играть в смерть. Смерть  становится для него привычной, совершенно не страшной и даже в чем-то привлекательной, и это тоже может стать одним из шагов к суициду, – считает директор НОУ «Центр развития ребенка» – детский сад «Радость моя» Оксана Питькова. – Ведь то, что сегодня для ребенка игра, завтра станет  моделью поведения.
Да, не всегда просто объяснить сыну или дочери, почему ему не покупают ту или иную игрушку, но надо научиться говорить им «нет!», убеждены психологи.

Ушел в себя.
Вернусь не скоро
Об опасности моды на оккультизм и язычество говорил помощник настоятеля Вознесенского храма Тульской метрополии  иерей Павел Джерики.
– Сегодня повсюду можно видеть объявления, приглашающие в школы йоги. Казалось бы, что плохого в стремлении к здоровому образу жизни? – рассуждает иерей. – Но йога – это не просто полезная гимнастика, в ее основе лежит верование, направленное на обезличивание человека, глубокий уход в себя, что приводит к разрыву связей с родственниками и социумом в целом. Еще одна опасность связана с празднованием Хеллоуина. Многие не видят в этом ничего страшного. Мол, придумали праздник католики, тоже христиане, и у нас есть храмы Всех святых… Но Хеллоуин имеет сатанинские корни и приучает к тому, что зло, нечисть – это нормально и даже весело. И вот дети и молодежь переодеваются в бесовские костюмы, едят блюда в виде окровавленных ушей, носов и пальцев. И им это становится не страшно… А это очень плохо. Таким образом, по мнению Павла Джерики, происходит смешение добра и зла, черного и белого в непонятную серую массу. И у детей теряются нравственные ориентиры, такая же серая каша поселяется в их головах и душах.
Совсем другое дело – русские народные сказки, в них все четко и ясно: Баба-яга, Кощеи, всякие ведьмы и лешие, творящие зло, обязательно бывают наказаны, а добрые герои, победившие нечисть, в конце концов получают награду.
По результатам конференции была принята резолюция, призывающая считать вредной информацию, разрушающую семейные ценности, оказывающую негативное влияние на психическое здоровье и нравственное становление ребенка, в том числе пропаганду насилия, жестокости, разврата, аморального, противоестественного поведения, потребительского образа жизни. Призыв признать недопустимым распространение такой информации будет направлен уполномоченному по правам ребенка в РФ, в Государственную думу, в Общественную палату и Министерство образования России.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему