Общество

18:18, 02 марта 2016

В ожидании «Морской коллекции»

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ
        Все фото на сайте ti71.ru

Многие из нас если и не читали очерки писателя Ивана Гончарова «Фрегат «Паллада», то наверняка слышали о них. Оказывается, Тула к этому кораблю, хотя и затонувшему на Дальнем Востоке, имеет прямое отношение.

Только не в подвал или кладовку!
В молодежном патриотическом центре «Юнга» имени В. Ф. Руднева хранятся в рамочке кусок дубовой обшивки и медный гвоздь, поднятые с «Паллады» военными водолазами еще в начале 1970-х годов. Сегодня об этом знают единицы, но придет время, уверен директор центра Олег Золотарев, и на них смогут взглянуть тысячи посетителей.
– 160 лет назад судно решили пустить на дно: моряки предварительно сняли с него пушки, а мачты сожгли, после чего затопили в бухте Постовая Императорской гавани, – рассказывает наш собеседник. – В Туле много тех, кто мастерит модели кораб­лей и потом демонстрирует их на выставках. У кого-то из ребят я однажды увидел недостроенный корпус. Попросил его себе – он как раз напоминает фрегат перед погружением. Перед Великой Отечественной, кстати, «Палладу» вроде как собирались извлечь из воды. Но потом стало не до того. А вообще в «Юнге» хранятся и фрагменты других кораблей, и всевозможные морские приборы – еще вчера с ними знакомились будущие советские матросы, а сейчас они стали по сути антиквариатом.
Когда в одном месте накапливается множество подобных вещей, то волей-неволей напрашивается мысль: а что же со всем этим богатым хозяйством делать дальше? Не складировать же в подвале, кладовках или на чердаке! И тогда у Золотарева родилась мысль о создании в оружейной столице морского музея или как минимум отдельно взятой экспозиции.
– Уже думал над тем, какое дать название. Среди вариантов – «Морская коллекция» или «Музей морских историй», – продолжает Олег Александрович. – Конечно же, у многих может возникнуть вопрос: каким образом город оружейников связан с судоходством? Ну во-первых, в петровские времена при строительстве отечественного флота в Воронеж из Тулы поставлялись пушки и кованые детали. А для наглядности мы готовы как раз показать подлинные деревянные фрагменты и ядра парусного линейного корабля «Портсмут», построенного в Голландии в 1714 году по личному указанию Петра I и при его контроле. Сейчас эти уникальные вещи, долгое время пролежавшие на дне, находятся в «Юнге». Обратите внимание: на ядре имеется клеймо в виде птички. Оно также стояло на оружии, бочках, тарелках и даже расческах!

Загадочная бериллиевая бронза
«Портсмут» прославился тем, что участвовал в Эзельском сражении и вынудил шведские корабли сдаться. В 1719-м попал в шторм и разбился.
Чуть поодаль в «Юнге» – свинцовый лот для измерения глубины, найденный тульскими аквалангистами в Крыму на месте гибели линкора «Святой Александр». Золотарев говорит, что до конца этот предмет пока так и не изучили – между тем на нем должны быть какие-то надписи.
– Нужно будет его очистить, чтобы прочесть их. Такие лоты я видел в морском музее в Амстердаме, а вот в Питере, например, не встречал. Так что и эта находка достаточно уникальная, – поясняет нашей репортерской группе директор «Юнги». – Там, где в 1786 году затонул «Святой Александр», нам попались и фрагменты вооружения – например, тыльник от ружья, скорее всего, тульского производства. На нем должен был стоять вензель Екатерины II, но предмет настолько истесало камнями на дне, что ничего не сохранилось. А вот какая-то ручка – возможно, от котла с камбуза. А это – самый загадочный предмет. Мы таких нашли в Черном море в разные годы три или четыре. Отправляли их даже на спектральный анализ. Выяснилось, что в составе металла – бериллиевая бронза! У меня была мысль, что это часть корабельного колокола. Или  рукоятки – скажем, от мебели. К сожалению, ничего похожего в лучшей сохранности пока не нашли, чтобы точно идентифицировать вещь…

Погружения плюс консервация
Олег Золотарев считает, что все эти экспонаты можно в перспективе выставить в музее оружия. Правда, некоторые раритеты, обнаруженные в Крыму несколько лет назад, отошли Украине. Поэтому хорошо бы провести очередную глубоководную экспедицию – для того чтобы собрать новую коллекцию фрагментов «Святого Александра». Именно музей способен организовать не только подвод­ные изыскания, но и реставрацию и консервацию находок.  
А еще в «Юнге» среди морских раритетов хранится сухопутный.
– Честно говоря, я думал поначалу, что это немецкий дальномер для измерения расстояния с какого-то корабля. А потом увидел германскую кинохронику, снятую на Тульском направлении в 1941 году, – поясняет наш собеседник. – И там в кадре на фоне стреляющей пушки стоит гитлеровский солдат с подобным прибором в руках. Смотрите, ручка сделана шероховатой, чтобы удобно было держать предмет в любую погоду. Скорее всего, этот дальномер остался на поле сражения после отступления войск Гудериана. Есть архивные документы, в которых указано, что еще до войны  в нашей области создавали морские клубы. Видимо, уже после боев собирали трофеи, и кто-то из умных людей подумал: «Хорошо бы дальномер передать морскому клубу – там он пойдет на пользу обучающимся». На нем немецкие клейма стоят. В него даже сейчас можно смотреть. Этот предмет, безусловно, станет украшением абсолютно любого музея.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий