Общество

09:00, 26 июля 2013

В походе за музыкой

Турист – это необязательно тот, кто с банкой тушенки в рюкзаке карабкается в горы. Среди молодежи особенно востребован сегодня музыкальный туризм – паломничество на всевозможные фестивали.
Из пункта А в пункт Б
Речь не о фестивале под крышей ночного клуба, а о том, элементы инфраструктуры которого – лес и речка. Ради трех дней музыкального нон-стопа под открытым небом некоторые горожане готовы преодолеть хоть полстраны.
Крупные оупен-эйры обычно страхуют себя от того, чтобы ненароком не остаться без публики, и организовывают фестивальные автобусы, которые доставят прямо к месту событий. Комфортная дорога без приключений обойдется чуть менее чем в тысячу рублей. Охотники на такую транспортную услугу всегда найдутся, однако многие заядлые фестивальщики предпочтут ехать на перекладных, заранее просчитав, где и когда делать пересадки и с какой скоростью бежать по пересеченной местности, чтобы успеть запрыгнуть в последнюю электричку.
Еще один вариант добраться до мест музыкального события – автостоп. В этом случае платой за доставку к пункту назначения станет беседа с водителем. Опытному «стопщику» достаточно беглого взгляда на сердобольного автолюбителя, свернувшего к обочине, чтобы понять – сулит ли поездка с ним перспективы лишиться кошелька или жизни.
Обитать на фестивальной территории, скорее всего, придется в палатке, захваченной из дома или арендованной на месте. Иногда на оупен-эйре можно найти и более комфортные условия проживания. Так, на архитектурном фестивале «Архстояние» в деревне Никола-Ленивец Калужской области еще несколько лет назад появился капсульный отель на манер тех, что популярны в Японии. «Комната» в такой гостинице – аскетичное спальное место без пространственных излишеств.
«Космофест» и «Холмовуд»
В последние два года по количеству оупен-эйров в своих окрестностях Тула встала в один ряд с более крупными городами. Большинство музыкальных событий, к сожалению, перекочевали к нам из других регионов.
После того как в 2011 году подвели финальную черту культовые «Пустые Холмы», собиравшие многотысячную аудиторию и традиционно проходившие в Калужской области, освободившуюся нишу занял фестиваль «Быть Добру». Изначально волонтерский, в прошлом году он перешагнул привычные рамки и стал мероприятием для куда более широкого круга публики. Организаторы с легкостью перетянули под свои знамена «холмовцев». Местом проведения стало живописное местечко близ деревни Березово Суворовского района. В народе оно известно как Голубые озера, а на сайте фестиваля обозначено как дальнее Подмосковье.
Вслед за «Быть Добру» в Тульскую область подтянулся фестиваль «Космофест», собравший на берегу Вашаны под Алексином людей, которые хотят в космос. От прочих летних оупен-эйров «Космофест» отличается довольно сильной интеллектуально-научной составляющей. Контент мероприятия создан на базе трех равноправных площадок: музыкальной, арт- и научной, где презентовали авангардные научные разработки резиденты фонда Сколково.
В прошлом году недалеко от поселка Шацк впервые прошел фестиваль «Холмовуд», организованный туляками. По настроению и сложности инфраструктуры событие все же больше, чем просто музыкальное. В наличии был небольшой рынок рукотворных вещей, две сцены – основная и электронная – на берегу реки Шат. Музыкальная программа, что приятно, не замкнулась на тульских группах, на сцену выходили московские группы МосБрас, Yoki, «Таки да!», «Посол на Курилы» и другие.
Музыкальный туризм
Выраженный туристический потенциал – прерогатива «матерых» раскрученных фестивалей, давно переросших местечковость. Для сравнения: на фестиваль «Крапивы» или «Двенадцать ключей» едут в основном туляки и москвичи. «Тримурти» под Тверью, «Соседний мир» в Крыму, Kubana в Краснодарском крае – собирают многотысячную публику из России и зарубежья.
Летние фестивали под открытым небом обычно не замыкаются в рамках определенного музыкально жанра. Наверное, в этом секрет их популярности – каждый может найти что-то для себя: солнечное регги, тувинское горловое пение, соло на варгане, инструментальная неоклассика или народные песни в исполнении древней бабушки с задорной этногруппой на подпевках. Для сравнения: концепция фестиваля «Куликово поле» довольно узконаправленная, а потому интересна любителям бардовской песни.
Такие «монстры», как «Нашествие» или «Дикая мята», делают ставку на раскрученных исполнителей, зато многие другие фестивали приглашают не проверенных и беспроигрышных, а молодых и модных. Формат оупен-эйра предполагает более десятка сцен и арт-площадок, а это значит, что досуг туриста не ограничивается собственно прослушиванием «музык» и сопутствующими ему танцами, а заполнен уроками йоги, рисования, контактной импровизации и игры на этнических инструментах. Как минимум.
Юлия Греченкова
Фото автора
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий