Общество

09:00, 12 февраля 2016

В школу за престижем

Психология толпы – занятная штука. Вот, к примеру, идешь со списком на рынок за свежими огурцами (1 килограмм) и помидорами (1,5 килограмма). И в вещевых рядах видишь очередь. Вроде бы тебе все равно, ведь ты совсем за другим пришел. Но подойдешь, посмотришь, вокруг чего ажиотаж? И, может, даже купишь что-то ненужное – вроде чудо-терки или ортопедических стелек..

Зачем? Почему? Непонятно. Но раз очередь стоит – значит, там чем-то очень-очень нужным торгуют. Ученые даже название такому явлению дали: стяжающая толпа. То есть такая, чьи участники вовлечены в соперничество за определенный дефицитный (или кажущийся таким) предмет.
Феномен этот прослеживается во всех сферах нашей жизни. Даже там, где руководствоваться следовало бы не иррациональными инстинктами, а доводами разума. К примеру, при выборе школы для ребенка.
– Как дела у сынишки, в первый класс, наверное, уже пошел? – интересуюсь у коллеги.
– Да, – грустнеет он. – Учительница строгая досталась. За заднюю парту сажает часто, в наказание. Парень у меня неспешный, ему все обдумать надо, а когда она его поднимает, вообще теряется. Вот и прослыл тугодумом.
– Может, в другую школу перевести? У вас же прямо рядом с домом есть!
– Жена не хочет. Знакомые говорят, что та школа плохая, а где сейчас сынишка учится – вроде как хорошая…
«Хорошая школа» и «плохая школа» – эти определения возникают в родительских головах вовсе не на основании анализа среднего балла по ЕГЭ, количеству побед старшеклассников на олимпиадах и прочих объективных показателях.
Происходит обычно так: одной из мамочек вдруг начинает казаться, что ее чадо слишком строго спрашивают или слишком сильно загружают. Она делится эмоциями с подругами. Те, сдобрив рассказ собственными рассуждениями и выводами об образовании, распространяют слухи дальше. И вот уже одна школа «плохая», учителя в ней сплошь самодуры, а ученики – неудачники. А вот в этой гимназии занимаются исключительно дети крупных региональных начальников. Они же куда попало своих детей не отдадут? Значит, учреждение «хорошее».
Лет восемь назад была безумно модной одна из тульских школ, потому что туда в первый класс пошла дочка тогдашнего губернатора. Разумеется, все директора департаментов, а вслед за ними и простые смертные изо всех сил пытались впихнуть свое чадо в «престижное» учебное заведение. Впрочем, на вопрос – так ли хороша данная школа, ее же собственные педагоги махали руками:
– Да ладно тебе! Детки богатых родителей неделями могут на занятия не ходить. Мол, у папы машина была сломана, отвезти некому. Отношение к учителю – как к обслуге. Да и педагоги ставят оценки, закрыв глаза: никому не­охота ссориться с состоятельными и влиятельными людьми, – рассказывала по секрету одна из преподавательниц.
Впрочем, со сменой губернатора поменялся и вектор народной любви. И каждый образовательный сезон то в одно учреждение давка, то в другое…
Родителей, наверное, можно понять. Воображая, что отдают ребенка в «хорошую» школу, они верят, что автоматом обеспечивают сыну или дочке успешное будущее. Но, увы, это не так. Так же как чудо-терка в итоге не гарантирует семейного счастья, а ортопедические стельки – здоровья всей семье.
– У нас был период, когда в лицей буквально ломились желающие, – как-то в беседе поделился воспоминаниями Александр Валентьев, создатель известного и престижного физико-математического лицея в Ефремове. – Конкурс составлял по несколько человек на место. Но это очень быстро закончилось, ведь далеко не все способны учиться на серьезном уровне, да и не всем это нужно. Теперь к нам идут только те, кто действительно хочет и может получить глубокие знания по точным наукам.
Кстати, экспресс-опрос в редакции «Тульских известий» показал, что лицеистов у нас – всего двое. Остальные – выпускники обычных средних школ Алексина, Донского, поселка Хомяково… Возможно, тех самых, которые в нынешнем сезоне могут считаться «плохими».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему