Общество
15:04, 22 ноября 2022
Ветхое, но не заветное: прокурор Тулы Андрей Журба о проблемах жилья
Знаете ли вы, что сегодня в России официально нет ветхого жилья?
Дело в том, что такое понятие использовалось только в ранее действующем жилищном законодательстве РСФСР и СССР. А когда появился новый Жилищный кодекс, данное понятие исчезло.
Сейчас дом, «дышащий на ладан», признают аварийным жильем. Впрочем, его ветхость от этого не исчезла, и периодически по разным адресам фиксируют «состояние здания, при котором несущие конструкции «из-за высокого физического износа перестают удовлетворять заданные эксплуатационные требования», то есть, по сути, нахождение в доме становится опасным для жизни, потому что вот-вот случится авария.
Аварийное жилье: на старт, внимание, куда деваться?
– Что же нужно предпринять жильцам, чтоб стены не рухнули им на головы?
– Чтобы жилье признали аварийным, да не на словах, а в установленном порядке, нужно, чтобы хозяин дома (или группа таких граждан) обратился в орган местного самоуправления, – разъясняет прокурор города Тулы Андрей Журба. – Тогда специально созданная комиссия выйдет на проблемный объект, назначит экспертизу, а затем на основании полученного документа вынесет соответствующее решение.
– В Туле колоссальную проблему с жильем породило несколько факторов. Одним из них называют отказ высоких областных чиновников от помощи Центра: якобы когда в 70-е другие регионы заново отстраивали разрушенное войной, мы сказали, что «сами с усами». А в итоге сил не хватило, денег тоже оказалось мало, а потом началась перестройка и строительство вообще свернулось… Сколько же жителей города оружейников сегодня ждут переселения?
– По состоянию на 1 ноября требуют расселения 213 аварийных многоквартирных домов. В них проживают 1513 семей, а это 3370 человек. Им необходимо предоставить около 60 тысяч квадратных метров жилья. Эта цифра постоянно меняется, потому что, с одной стороны, очередь движется, а с другой – признаются аварийными другие дома.
– Все мы прекрасно понимаем, что в случае признания жилья аварийным жить в нем уже опасно. Но куда же деться его жильцам, если ордер на новую квартиру им вручат вовсе не сразу?
– Если жилье признают аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, граждане вправе обратиться в орган местного самоуправления, который в свою очередь, если нет свободного жилья, должен решить вопрос о предоставлении жилого помещения из маневренного фонда. Что касается города Тулы, то по сравнению со многими областными центрами Центрального федерального округа у нас эта проблема решается, и маневренный фонд достаточно хороший. За истекший период 2022 года городом нуждающимся было предоставлено четыре помещения такого фонда.
Если «подождать» – незаконно
– Сроки расселения из аварийного жилья устанавливает местная администрация, причем принимает отдельное решение по каждому конкретному дому. И сроки эти исчисляются не днями, а годами. В итоге – меняется политическая и экономическая обстановка, дорожают стройматериалы и рабочая сила, и сроки начинают переносить. Но ведь аварийный дом с годами не становится крепче! Законно ли в таком случае переносить сроки расселения?
– За десять месяцев текущего года по фактам переносов сроков расселения по обращениям жителей трех МКД проведено несколько проверок.
К примеру, жители домов с улицы Гагарина поселка Ленинского, поселка Южного и с улицы Железнодорожной и Транспортной города Тулы пожаловались на то, что администрация перенесла расселение с 2020 года на 2023 год и с 2022 на 2023. Как правило, оправдывая свои действия, чиновники ссылаются на отсутствие денег, на сложности с наполнением бюджета, на то, что «кубышка» одна, а надо успеть везде и сразу: купить жилье, отремонтировать дороги, провести общественные мероприятия. Но власть на то и власть, чтобы находить решения проблем. Поэтому, выйдя на проверку, мы установили, что распоряжения чиновников были незаконными. Прокуратура указала им на допущенные нарушения и, кроме того, подала исковые заявления в суд. В настоящее время суды окончены, требования прокурора удовлетворены, администрация города готовит проекты распоряжений с изменениями сроков на первоначальные. Более того, мы проконтролируем всю аналогичную работу чиновников.
– Андрей Витальевич, бывает и так, что сроки – и законные, и разумные, а переселения все нет. Как вы можете помочь жильцам?
– С февраля по апрель по нашему представлению был полностью расселён двухэтажный восьмиквартирный дом № 15-а по улице Дементьева, построенный в 1938 году. Все семьи получили благоустроенные квартиры в Туле.
Совсем недавно, месяц назад, была проведена проверка по нарушению жилищных прав семьи с малолетним ребёнком. Речь идет о переселении из дома №11 по улице Горького в поселке Менделеевском. Этот дом признан аварийным еще в марте 2017 года. В документах указано, что дом подлежит сносу, а проживание в нём угрожает жизни и здоровью граждан.
2 сентября наша прокуратура потребовала от чиновников ускорить расселение и решить вопрос с предоставлением семье Мельникова благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. 28 сентября маме малолетнего ребенка вручили ключи от благоустроенной квартиры на улице Мезенцева. Оставшимся жителям данного дома квартиры предоставят до конца этого года. Мы контролируем эту ситуацию.
Ну а в настоящее время проводим проверку по вопросу расселения из аварийного дома, который находится на улице Центральной поселка Южного…
Хочу особо отметить, что в случае обращения в прокуратуру города каждый аварийный многоквартирный дом ставится на контроль прокуратуры и в рамках межведомственного взаимодействия с администрацией города Тулы проводятся мероприятия, направленные на скорейшее расселение его жильцов. Каждому, без исключения, жителю аварийного дома до расселения предлагается маневренный фонд.
Когда сердиты, потому что дешево?
– Аварийные дома в регионе делятся на две категории – ставшие таковыми до 2017 года и после. Все ли дома первой категории переселены?
– Все дома, признанные аварийными до 2017 года, в Туле переселены. Сейчас по муниципальной программе переселяются многоквартирные дома, признанные аварийными после 2017 года. Переселение идет согласно очередности и степени угрозы проживанию, согласно мнению специализированных экспертных организаций и межведомственных комиссий.
– Трудно представить, что дома, признанные аварийными в 2017 или 2018 годах, кардинально отличаются степенью опасности. Можно ли как-то поторопить власти с расселением таких объектов?
– Каждый конкретный случай рассматривается индивидуально, исходя из состояния конкретного многоквартирного дома.
– Есть ли сегодня примеры аварийных домов со статусом «объект культурного наследия», требующие расселения?
– Да, в Туле это дома по адресам: Демидовская, 11, Коминтерна, 5, Пирогова, 11 и 34. По таким объектам принимается решение о реконструкции. В настоящее время всем жителям предложены помещения маневренного фонда. Согласно планам многоквартирный дом по адресу: Демидовская, 11, должны расселить в 2023 году.
– Демидовская, Пирогова – все это улицы старого центра Тулы. Соответственно, земля здесь стоит намного дороже, чем на окраинах, куда обычно переселяют людей. А потому многие считают, что власти обязаны предоставить взамен квартиры в элитных жилых комплексах. Так ли это?
– Квартиры для переселенцев приобретают в пределах бюджетных ассигнований: администрация договаривается с застройщиками, которые активно осваивают периметр Тулы, или же покупает квартиры во вторичном фонде. Здесь надо уяснить главное: по закону власть обязана обеспечить жителей безопасным жильем, и этому статусу соответствуют все квартиры, которые город передает тулякам.
Ранее на тему
16 ноября, 13:09