Общество

09:00, 11 декабря 2015

Восемь свечей Хануки

  Анастасия КАЛИНИНА

Несмотря на то что вечер 6 декабря выдался темным и холодным, в Туле ощущалась какая-то праздничная атмосфера. Может, из-за огней гирлянд и подсветки зданий, которые горят особенно ярко в преддверии Нового года. А может, из-за того что в этот день евреи всего мира – и Тулы, разумеется, тоже – отмечали один из самых радостных и светлых праздников – Хануку.

…К центру «Хасдэй Нэшама» на улице Свободы стекаются взрослые с детьми. Внутри – немного тесновато, желающих отметить праздник в общине явно больше, чем способно принять помещение. Но никто не жалуется – все улыбаются, стараются не помешать друг другу, дают проход пожилым людям, пропускают всюду детей.

Дни,
подаренные детям
У мужчин и мальчиков на головах кипы – маленькие круглые шапочки, разнообразно и замысловато украшенные. Как говорят участники празднества, кипу мужчине-иудею следует носить постоянно, но в круговороте светских будней это возможно лишь в праздники. Женщины, девушки и девочки украсили волосы цветами.
Сегодня главные действующие лица – дети. В течение 8 дней Хануки иудеям нет запрета на работу, а вот школьники нередко освобождаются от уроков, так, в частности, происходит в Израиле. Ребятишкам дарят ханукальные деньги (ханике-гелт) и разрешают играть в специальный волчок, дрейдл.
На импровизированной сцене в гостевом зале выступают сначала малыши из общинного еврейского детского сада. Они наряжены в костюмы пончиков и сладостей, поют песенки и рассказывают стихи. Затем ребята постарше танцуют любимый не только евреями танец «Семь-сорок». Девочки в голубых юбках, белых платках и передниках и парни в костюмах и шляпах сначала двигаются очень плавно, словно во сне. Затем танец ускоряется, и вот уже бело-голубой вихрь танцоров заражает всех настроением праздника и веселья.
В общине говорят, что из-за долгого периода богоборческой идеологии в СССР сегодня не все евреи знают свои собственные обычаи и обряды.
– Пожилые люди еще могли где-то собраться, посидеть, – делится воспоминаниями один из гостей. – Но стоило группе пополниться, да еще кем-нибудь молодым, и это моментально пресекалось.
Потому для тех, кто еще не знает или за давностью лет забыл традиционные обряды, на празднике все подробно объясняют. Вот – ханукия, специальный ритуальный подсвечник. Вот – шамаш, особая свечка-служка, от которой все восемь дней праздника будут зажигаться остальные свечи. Одна – в первый день, две – во второй и так далее, пока весь восмисвечник не будет заполнен.

История и пончики
Чтобы еще раз напомнить всем историю праздника, ребята из воскресной школы подготовили спектакль. В нем играли и дети, и родители, и даже режиссеры и сценаристы выходили на сцену – от этого действо выглядело очень домашним и уютным.
Историю они излагали так: давным-давно Иерусалим, где мирно жили евреи, был захвачен греками. Династия Селевкидов не только оккупировала территории и подчинила иудейское государство, но и начала активно внедрять собственную религию. В еврейском храме в жертву принесли свинью и установили скульптуру Зевса. Драгоценную золотую менору, ритуальный подсвечник, увезли в Грецию.
…В детской постановке трагические и драматические события выглядят не страшно. Только фраза, которую рефреном повторяют греки-захватчики, звучит тревожно и напоминает и о событиях совсем недавнего прошлого: «Мы несем вам цивилизацию! Примите наши правила, и может, на что-то и сгодитесь».
Как и положено праздничной пьесе, конец у нее счастливый – захватчики изгоняются из Иерусалима, а в храме снова можно проводить обряды. Но он осквернен, как освятить его? В огромном здании находится лишь один подходящий для этого кувшинчик с маслом. И – чудо! Его горения хватило на восемь дней, пока не подоспела свежая порция изготовленного по правилам масла. С тех пор и повелось: с 25-го числа месяца кислева и до второго или третьего тевета во всех еврейских домах на подоконниках стоят горящие свечи, а на столах – блюда, приготовленные на масле. В «Хасдэй Нэшама» гастрономическую традицию тоже соблюли – к праздничному столу добавили сладкие пончики.

Предпраздничные чудеса
Руководитель общины Фаина Саневич рассказывает, что после открытия центра в 1997 году первый праздник, который евреи отметили здесь, была именно Ханука. Помещение не могло вместить более 50 человек за раз, и все восемь дней приходило по полсотни человек. Так община праздновала возвращение возможности собираться вместе после долгих лет запрета. По словам Фаины Перецовны, с тех пор, как и в древние времена, к каждому празднику случается какое-то чудо.
– Вот и на этот раз: мы окончательно оформили документы на коробку двухэтажного кирпичного дома прямо рядом с центром. Создадим здесь «Дом пожилых» – для людей, которые нуждаются в круглосуточном профессиональном уходе. Мы уже посмотрели, как выглядит подобное учреждение в Санкт-Петербурге, взяли опыт питерцев на заметку. И у нас тоже все будет очень современным, удобным. Я верю, что найдутся неравнодушные люди, которые финансово поддержат этот нужный Туле проект, – говорит Фаина Саневич.
…Детские выступления на крошечной сцене сменяются музыкальными номерами профессиональных исполнителей. 86-летний Захар Аксенцев играет на аккордеоне старинные еврейские мелодии. Он выучил за свою долгую жизнь множество песен на родном языке. И даже когда в СССР категорически не поощрялись походы ни в церковь, ни в синагогу, мужчина берег традиции своего народа, видимо, надежно спрятанными в сердце.
Лицо Захара трагически искажено, первые ноты длинны и печальны, словно он вспоминает самые горькие страницы жизни евреев. И вдруг он, как ребенок, светло и ярко улыбается, аккорды частят, и невозможно удержаться от пляса под задорные мелодии.
– Это же Захар, тот самый, – вдруг всплескивает руками один из мужчин, сидящих за столом. – Это он играл на нашей с Фаечкой свадьбе 52 года назад!
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему