Общество

11:37, 12 мая 2017

Всенародный, бессмертный

 Людмила ИВАНОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Шествие «Бессмертного полка» началось ровно в одиннадцать, но народ потянулся к месту построения часов с девяти. Людские ручейки с портретами героев стекались к улице Менделеевской со всего города.

Я живу за них и за себя
– Мы – Степановы с улицы Степанова, – представил родных глава семейства Виктор Николаевич. – Пришли на праздник, чтобы почтить память погибших и выживших, всех тех, кто завоевывал и ковал Великую Победу. На фронте погибли два наших деда: Алексей Михайлович Фомичев в боях за Ленинград и Иван Ильич Брусченков в Сталинградской битве. В 1943 году бабушка получила письмо от мужа, где он писал: «Сегодня иду в бой. Береги детей». А после пришла похоронка…
– У бабушки было пятеро детей. Четверо умерли с голоду. Осталась только моя мама. Вот и вышло, что я живу за себя и за всех них. У меня четверо детей, одиннадцать внуков и восемь правнуков, – говорит Виктор Степанов и тут же сомневается: «Кажется, не восемь уже, а гораздо больше?» Сегодня рядом со мной жена, невестка, сын, четверо внуков. Двое остались дома, потому что совсем крохи, а еще один скоро родится.
– Об акции мы узнали три года назад, –­ вступает в разговор сын Виктора Николаевича – Евгений. – Это было настолько потрясающее мероприятие, что я загорелся мыслью участвовать в нем. Вспомнил, что в деревне у бабушки висят фотографии ее мужа и брата. Я сделал их крупнее и уже с ними на следующий год вместе с родными отправился на 9 Мая.
На груди Евгения – орден Мужества и медаль Жукова. В 1999 году он служил фельдшером в воздушно-десантном штурмовом батальоне и участвовал в контртеррористической операции в Дагестане. Спасая раненых, он и сам получил два ранения. Но задание выполнил до конца. Впрочем, стоит ли сомневаться, что младший Степанов мог бы поступить иначе, если за его плечами такая история?..

Возлюбить и любить
Светлана Боженова тоже пришла на шествие с двумя портретами. На первом – молодой паренек, на втором – пожилой мужчина в облачении священника. Как оказалось, это один и тот же человек, Борис Бартов:
– Он был призван в армию с 3-го курса техникума. Воевал на северо-западе, на Украине, в Белоруссии… Побывав в нечеловеческих условиях, поверил в Бога. После Великой Оте­чественной войны 2 тысячи человек приехали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы стать священниками. Был среди них и мой герой, который впоследствии стал настоятелем храма города Кунгур… Многие прихожане и не знали, что их батюшка был награжден медалями и орденом Отечественной войны 2-й степени.
– Мы пришли на праздник с фотографией нашего дедушки Князева Федора Кирилловича, – рассказали его внучки Ольга и Татьяна. – Он родился в деревне Лаптево Арсеньевского района и пропал без вести в 1942-м. К этому времени успел жениться, у него родилась дочка – наша мама. Бабушка ждала дедушку всю жизнь и замуж больше не выходила, говорила, что любит только его.
– Каким он был? Добрым и… рыжим. Вот и наша мама такая же. И дочка моя рыжая, – добавляет Татьяна. – Мы долго искали его, но, к сожалению, пока безрезультатно. Он пропал под Ржевом. А там была такая мясорубка, что докопаться до истины будет трудно. Но самое главное – что мы помним своего деда, гордимся, что он продолжился в нас и наших детях. Посмотрите, сколько народу! Наверняка у многих такие же судьбы. И то, что мы вместе, значит, что их жертвы были не напрасными…
В колонне «Бессмертного полка» мы познакомились с 64-летним Шамилем Ногайлиевым. Его отец Хасан Алиевич прошел Финскую и Великую Отечественную.
– Призывался он из Ка­бар­ди­но-Балкарии в 1937 году. Попал в Ленинградскую область. Сражался сначала на одной вой­не, потом на другой. Во время Великой Отечественной работал с товарищами в немецком тылу. Бывал в Эстонии и Польше. Потом оказался во Франции и уже со вторым фронтом, с американскими солдатами, вошел в Берлин. В поверженной столице Германии он встретил своего младшего брата. Но когда тот возвращался через Польшу в Советский Союз, то наткнулся на немецких недобитков. Завязался бой, и брат погиб. Так он и лежит теперь за тысячи верст от родного дома. А отца демобилизовали в 1946 году. Хотел ехать на родину, но чекисты сразу предупредили: всех его соплеменников выселили в Среднюю Азию. Еще три месяца отец искал свою семью. На Кавказ им разрешили вернуться только через 13 лет… Он очень любил землю, любил жизнь и нам завещал то же самое.

Из концлагеря – в бой
С тремя портретами пришли на шествие Игорь Глебушкин и его дочка Полина.
– Это мой папа, младший сержант, с 1943 года он служил на японской границе, а когда началась война, участвовал в боях, получил медаль «За отвагу», – рассказывает Игорь. – На другом портрете – дедушка моей жены Василий ­Сергеевич Захаров. Начинал войну на западе СССР в погранвойсках, там и принял первый бой. Дедушку ранили и взяли в плен. До 1944 года он был в фашистских концлагерях. Два раза пытался бежать, и оба раза его ловили. Два раза стоял у двери газовой камеры, но буквально перед ним они закрывались. Как потом рассказывал сам – выжил благодаря немецкой педантичности: если заканчивался рабочий день, то пленных, приготовленных для умерщвления, отправляли обратно в бараки.
А Захаров сбежал и в третий раз. И на этот раз все удалось. Он попал в польский партизанский отряд и воевал там до тех пор, пока не пришла Красная армия…
– Ну а это портрет нашей бабушки, младшего лейтенанта Марии Ивановны Кузнецовой. С 41-го по 45-й она была медиком и всю войну вела дневник.
Очень интересна ее запись о Дне Победы. После боев она спала на телеге с сеном. И вдруг среди ночи послышались крики и стрельба. Первая мысль – напали немцы. Она по привычке юркнула под повозку. А тут друзья подбегают: «Маша, вылезай. Победа!» Выбралась на поляну – а по небу купол из трассеров, вокруг стреляют из автоматов, плачут, кричат, целуются.
– Сегодня не повезло с погодой, но я дочке сразу сказал: наши воевали и в грязь, и в стужу, и раненые, и голодные, – добавил Игорь Глебушкин. – Неужели мы холода испугаемся?
Полина улыбается и идет рядом. А вот мама осталась дома с ее маленькой сестренкой. Но в следующем году Глебушкины собрались на праздник всей семьей.

В едином строю
В колонне «Бессмертного полка» прошел и губернатор Тульской области Алексей Дюмин. В его руках был портрет деда, старшего лейтенанта Ивана Ефимовича Богатырева. С августа 1941 года Иван Богатырев командовал ротой мотострелкового полка. В октябре в бою под Смоленском получил тяжелое ранение множеством осколков и был контужен. После Победы на груди офицера сияли медаль «За Победу над Германией», орден Красной Звезды и орден Отечественной войны 2-й степени.
Жена главы региона Ольга Дюмина тоже несла фотографию деда, старшего сержанта Василия Терентьевича Деняченко. Красноармеец проходил службу в стрелковой дивизии с 21 июня 1941 года по август 1943-го. В ожесточенном бою при форсировании реки Волхов 31 декабря 1941 года был тяжело ранен. После лечения принимал участие в боях за Сталинград. В октябре 1942-го снова получил тяжелое ранение. Деняченко награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне»...
В торжественном шествии приняли участие 80 тысяч туляков и 50 тысяч жителей области. У каждого, идущего в колонне, – своя история и свой герой. Но благодаря всенародной акции и погибшие, и выжившие прошли в победном марше, и над всеми реял долгожданный май…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий