Общество

00:00, 07 июля 2018

Вся правда о пенсиях по-новому

Роман ПЕТРОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ

О резонансном законопроекте, предполагающем повышение пенсионного возраста в стране, все слышали, но и только. Конкретики пока мало названо, а потому молва народная кормится слухами, которые ничего хорошего не обещают. Но что же на самом деле предполагает законопроект? Кого могут затронуть изменения, предложенные правительством России? Обсудить эти и другие вопросы, касающиеся пенсионной системы, в Туле собрались общественники со всей области.

Вопрос №1: так кто и как будет выходить на пенсию? Заместитель управляющего ПФР России по Тульской области Людмила Маслова поясняет, что по сценарию, предложенному кабмином, изменения должны начаться со следующего года. Для мужчин пенсионный возраст составит 65 лет, а переходный период, за время которого и произойдет увеличение, рассчитан на 10 лет. У женщин, которым предполагается поднять планку до 63 лет, переходный период окажется еще более длительным – 16 лет.

Все по-прежнему
И тут сразу из общего ряда будущих пенсионеров нового формата выпадает целый пласт льготников.
– В Законе «О страховых пенсиях в Российской Федерации» есть более 20 оснований для досрочного выхода на законный отдых. Это и работа на вредных, горячих, подземных производствах, и тяжелые условия труда, и социальные мотивы, такие как, например, для женщин – рождение и воспитание пятерых и более детей. Для всех этих категорий право на досрочное пенсионное обеспечение не меняется, равно как остается прежним и возраст выхода на пенсию, – говорит Людмила Маслова.
Законопроектом предлагается сохранение и досрочных пенсий. Например, школьные педагоги, вне зависимости от пола, отработав по специальности 25 лет, врачи, трудившиеся столько же на селе или в поселках городского типа, а если в городе – то не менее 30 лет, смогут оформить свои пенсионные права. С одним только «но»: вместе с увеличением общего для всех пенсионного возраста будут постепенно сдвигать и время выхода на досрочную пенсию у льготников после отработки необходимого стажа. Иначе говоря, право выхода на заслуженный отдых в этих случаях носит отлагательный характер.
Еще одна категория – лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф. По закону они также раньше стандартного срока уходят на пенсию.
– В Тульской области есть две территории: зона №3 – с правом на отселение и зона №4 – с льготным социально-экономическим статусом. Максимальное снижение пенсионного возраста по зоне №3 составляет 5 лет, а по №4 – 3 года. То есть сейчас в Щекине – зоне №4 – мужчины уходят на пенсию в 57 лет, а женщины – в 52. И согласно законопроекту, эти нормы остаются без каких бы то ни было изменений, – продолжает зампред регионального отделения ПФР РФ.
В цифрах же, названных министром труда и соцзащиты Тульской области Андреем Филипповым, получается, что право на льготный выход на пенсию по указанным причинам в регионе имеют больше 32 тысяч человек – назовем их льготниками по профессиям, и 587 тысяч – проживающих на территориях с радиоактивным загрязнением.
– При этом жителей во всей нашей области немногим более 1,5 миллиона человек, – оперирует цифрами руководитель регионального ведомства.

Самые зрелые
Увеличение пенсионного возраста – объективная неизбежность, а Тульский край – чуть ли не самый наглядный пример, лучшее тому подтверждение. Судите сами: чем руководствуется правительство страны, предлагающее пойти на такие непопулярные меры? Во-первых, пенсионеров стало больше, работающих – меньше: тенденция, складывавшаяся не одно десятилетие. А потому, чтобы те, кто уже на пенсии, получали больше, все остальные должны работать дольше. И так по всей стране.
А что же у нас: численность населения старше трудоспособного возраста – 455 тысяч человек. Мы, как утверждает глава регионального минтруда, самый пожилой регион в России. При этом трудоспособного населения – 813 тысяч.
– Если эти данные соотнести между собой, то окажется, что в нашем регионе на 1 пенсионера приходится менее 2 человек трудоспособного возраста. При этом из этих 813 тысяч нужно исключить более 50 тысяч студентов и учащихся, около 8 тысяч заключенных, почти 40 тысяч получивших пенсию по спецстажу и уже не работающих, около 16 тысяч женщин в отпуске по уходу за ребенком. В итоге получим еще более пугающее соотношение: около 1,5 работающего на одного пенсионера. Скажем, в 50–70-е годы XX века было 3:1, – поясняет Филиппов, замечая, что продолжительность жизни заметно увеличилась: с 63 лет в 2005-м до 71 года теперь.
Правда, последний аргумент скорее возымел обратный эффект: собравшиеся стали возмущенно протестовать. Если суммировать, суть возражений такова: где это такая продолжительность жизни, если мы по своим товарищам-друзьям, коллегам и соседям видим совсем обратную картину! Да и вообще, разве это много? А когда же на пенсии побыть, если возраст увеличат?
В ответ на это Филиппов привел данные Туластата, говорящие о том, что ожидаемая послепенсионная продолжительность жизни для женщин, достигших пенсионного возраста в 2016 году, составляла 25,3 года, а для мужчин – 15,1 года.
 А людей старше 80 лет в 2007 году было 9 процентов от всех пенсионеров Тульской области, тогда как сегодня – уже 11,7 процента.
– Не ориентируйтесь только на пенсионный возраст – это не самоцель. Речь идет об изменении параметров пенсионной системы в целом и в конечном итоге – о повышении доходов граждан старшего поколения, – берет слово депутат Госдумы Владимир Афонский.
Он делает акцент на том, что пока разговор лишь о законопроекте – да, нужном и важном, но есть возможность вносить в него коррективы, потому здравые мысли и идеи только приветствуются.
А встреча эта как раз для того и организована, чтобы выслушать людей и аккумулировать предложения: как сделать документ максимально безболезненным.

Критикуешь – предлагай!
Однако получилось много шума… и почти ничего. Идея Шарикова – героя «Собачьего сердца» Михаила Булгакова – о том, чтобы «взять все, да и поделить» – пусть и не нова, но по-прежнему будоражит буйные головы.
Кто-то, не скупясь на эмоции, предлагает весь фонд национального благосостояния раздать пожилым людям. Другие с жаром уверяют, что после 60 лет нельзя трудиться из-за гормональных сбоев, при этом отметая аргумент о работающих пенсионерах и в 70, и 75, и в 80 лет. Третьи сетуют на то, что в лихие 90-е невозможно было заработать официальный трудовой стаж. И практически все жалуются на крайне скудный размер нынешних пенсий, притом что в ходе обсуждения не раз звучал ключевой тезис правительства страны: повышение пенсионного возраста даст возможность увеличить выплаты как нынешним пенсионерам, так и будущим, при этом индексируя пособия выше, а не по уровню инфляции…
Пусть и немного, но все же от активистов-общественников исходят идеи, которые кажутся интересными как сторонникам, так и противникам преобразований. Например, председатель общественного совета Куркинского района Виктор Кистин просит министерство труда предоставить в каждый район данные: кого и когда на каждой конкретной территории затронут предполагаемые нововведения, а кого они обойдут стороной.
Другая идея касается разработки стимулирующих мер поддержки людей предпенсионного возраста. Инициативу тут же поддерживает Владимир Афонский, который замечает, что работодатель должен быть заинтересован в трудоустройстве этих людей, а как добиться такого эффекта – нужно думать.
Особый же интерес вызывает предложение председателя общественного совета Новомосковска Аллы Овечкиной, сказавшей, что закон этот действительно нужен, но документ требует детальной проработки:
– Мы так много говорим о стимулировании рождаемости в стране. И в преломлении темы преобразований пенсионного законодательства этот вопрос не менее актуален. Ну так может быть, в документе прописать снижение пенсионного возраста в зависимости от числа детей у матери? Например, второго ребенка женщина родила – минус год. И так далее, – говорит под аплодисменты зала Овечкина.
Подводя итоги встречи, председатель Общественной палаты Тульской области Александр Воронцов отметил, что у законопроекта впереди еще долгий путь. Пока по всей стране проходит его обсуждение, а в окончательном виде он должен быть принят не раньше осени. Так что каким будет документ – во многом зависит и от общественников. Предложений от всех желающих поучаствовать в законотворческом процессе все еще ждут в региональной Общественной палате.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий